Найти тему

Энциклопедия бунтаря и поэта Салавата Юлаева

Институтом истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН к 250-летию со дня рождения Салавата Юлаева был выпущен в свет капитальный и уникальный труд – энциклопедия народного героя. Так и называется: "Салават Юлаев. Энциклопедия" (Уфа, 2004). Эта яркая, мощная работа относится к числу тех очень немногих, изданных в России (это отмечено и в предисловии к книге), объем которых составляет едва не 60 издательских листов.

Энциклопедия Салавата Юлаева – выдающееся явление не только в масштабе Республики Башкортостан, но и всей России, а также мировой исторической научно-популярной литературы. Она со временем будет достойно оценена историками-исследователями, филологами и писателями в разных странах.

Энциклопедия Салавата Юлаева предваряется историческим портретом национального героя, написанным известным ученым Ингой Гвоздиковой добротно и с отличным знанием основного материала. Выводы автора предисловия о том, что "повстанцы заявили себя суверенной стороной в вооруженном противостоянии сил", что башкиры и другие участники народной войны были недовольны "ограничением свобод и привилегий во всех сферах социальной, экономической и духовной жизни", что фактически "вылилось в гражданскую войну", – все это говорит о глубоко продуманном и верном подходе Гвоздиковой к рассматриваемой тематике.

Уникальность энциклопедии состоит в том, что народ и его национальные герои (кроме Салавата – Кинзя Арсланов, Базаргул Юнаев, Каранай Муратов, Илсигул Иткулов, Каскин Самаров, Юлай Азналин, Юламан Кушаев, Якуп Тлеумбетов и другие) показаны здесь выпукло, сведения о них наиболее полны. Читателю дана возможность свободно ориентироваться в море информации; к тому же приведенная в конце каждой статьи небольшая библиография – большое подспорье в этом. Уникальность энциклопедии и в том, что в ней приведена большая библиография по самому Салавату. И если кто-то и выражает недовольство тем, что по Салавату не даны тексты на иностранных языках (включая казахский, татарский и другие языки), вины составителя Миннисы Багумановой здесь нет, ибо так было решено с самого начала редколлегией. Историков-исследователей, литераторов, вообще читателей отсылаем к трудам из трех книг "Указателя литературы о башкирах с древнейших времен по 1900 год" той же Багумановой (Уфа, 1994, 1997, 2001).

В энциклопедии Салавата любой исследователь любого направления любой области без труда может найти какие угодно сведения, материалы для дальнейшей работы, сопоставить и сверить их, выявить неточности (к сожалению, они, пусть и в малом количестве, но имеются)... Здесь уместно будет, наверно, напомнить читателям об одной немаловажной вещи. Уже много лет в башкирской, а также в русской периодике мы пишем, что башкирский народ во главе с Салаватом Юлаевым присоединился к восстанию Емельяна Пугачева. Не было такого! Вот и Инга Гвоздикова пишет в данной энциклопедии то же самое: "Салават в составе... сводного башкиро-мишарского отряда из 1200 человек... перешел 10 ноября 1773 года на сторону повстанцев". Заметим попутно, что командовал тогда этим довольно большим отрядом знаменитый как среди башкир, так и среди других народов края Алибай Мурзагулов. Именно под его руководством группа не присоединилась к генералу Кару, а пошла к Пугачеву. К тому же, нам хорошо известны факты, когда в середине сентября присоединился к Пугачеву со своими несколькими сторонниками башкир Идыркай Баймыков – яицкий казак – со своим сыном, приемным туркменом Балтаем Идеркеевым; сын этот стал личным секретарем и переводчиком у "Петра III". Нам отлично известно и то, что до 1 октября 1773 года в ряды повстанцев прибыли во главе своих отрядов славный Кинзя Арсланов и Каскин Самаров... И утверждать сегодня о присоединении башкирского народа во главе с Салаватом к Пугачеву – просто нелепо.

Все величие Салавата Юлаева ведь как раз и состоит в том, что он – мало кому известный человек в Башкортостане – только к началу 1774 года стал крупным предводителем как башкирского, так и других народов края в той большой кровопролитной войне и в переустройстве дел в административном управлении обширным краем. И ведь неспроста сказал знаменитый Кулый Балтачев (Балтасов) – командир всей трехтысячной конницы в Польше против Барских конфедератов в 1772-1775 гг., что его имя везде было слышно! И не зря же Павел Потемкин – начальник Оренбургской и Казанской секретных комиссий – в конце октября 1774 г. послал именное письмо Салавату.

Справедливо пишет Мустай Карим в предисловии к энциклопедии: "Пробудившись сам, словом и делом пробудил он (Салават – А.) подлинное национальное самосознание башкир – самосознание, вытекающее из понимания общности судеб разных народов, исключающее превосходство одних над другими". Справедливо подытоживает свою статью в предисловии и Равиль Бикбаев: "Выдающиеся личности продлевают жизнь народа, указывают ему путь к будущему. Если есть такие люди, то народ жив. Если живет народ, деяния этих личностей всегда в памяти народной". Мне хотелось бы добавить: энциклопедия нашего национального героя своим обширнейшим материалом, своим духом, своей капитальностью и уникальностью есть яркое подтверждение вышесказанным мыслям Мустая Карима и Равиля Бикбаева. И не только их...

Мне довелось прочитать статью М. Рахимкулова и И. Кучумова в "Истоках" (8 декабря 2004 г.), но полемизировать с ними не хотелось. Мелкие обиды не в счет. Главное – есть большой труд, и в нем, естественно, есть и будут ошибки. На них и учимся!

АСЫЛГУЖА,

писатель.