В предыдущей статье разобрал смысл и исторический контекст песни #Rammstein Radio, а с этой статьи стартует разбор клипа. Так как видео у «Раммов» получилось визуально сложным и наполненным под завязку смыслами и образами, то разбил одну статью на несколько частей.
Поэтому подписывайтесь на канал Sensus Versus, чтобы не пропустить самого интересного. Сегодня начнем с самого простого, - с образа Тилля Линдеманна, остальной группы и отсылок, из которых эти образы сложились.
Детали, из которых состоит образ Rammstein
#Тилль Линдеманн и остальная группа скользят через весь клип, но мало пронзать ярким образом отдельные нарративы, важно объединить разрозненные кадры в единое полотно.
В клипе на песню Radio образ Rammstein, если не считать последних цветных кадров, о которых поговорим отдельно, делится на 2 составные части: Грим солиста и одежду музыкантов.
Грим Тилля Линдеманна
На первый взгляд грим Тилля Линдеманна походит на грим актеров немого кино, когда из-за технических ограничений грим накладывали вызывающе – ярким и подчеркивающим мимику и губы. С другой стороны, в нем присутствуют отголоски грима из японского театра Кабуки. Оба совпадения не случайны.
Грим Тилля – это отсылка к знаменитому «аутсайдеру от музыки», - как он себя называл, - Клаусу [Шперберу] Номи.
На сцене Клаус Номи создавал вкусный «винегрет» из оперного исполнения, популярной музыки и рок-н-ролла. Сценический образ Клаус придумал нарочито «марионеточным», кукольным: изо всех сил подчеркивал худобу и красил ярким черным цветом губы.
В свою очередь элементы для грима Клаус взял из театра Кабуки, на который в послевоенной Германии была мода, и любимых «немых» фильмов.
Окончательно на выбор грима повлиял немецкий драматург Бертольд Брехт, который удерживал внимание публики в постановках через выделение отдельных акцентов. Так появился созданный Брехтом «эффект отстранения», который Номи взял на вооружение.
Путь к «большой сцене» Номи начал в послевоенной разделенной на 2 лагеря Германии, с детства влюбился в рок-н-ролл, а вот мать Клауса изо всех сил прививала ему любовь к классической оперной музыке.
В итоге Америка, куда в 1972 году эмигрировал Клаус, получила невероятного исполнителя, смешавшего в творчестве рок, поп и оперу.
Образ Номи Тилль Линдеман использовал для отсылок сразу на 3 мысли.
Первое: творчество группы Rammstein подвергается критике, его неодинаково понимают, а многие в Германии откровенно не принимают точно так же, как в свое время критиковали, не понимали и не принимали творчество первого погибшего от СПИДа артиста.
Второе: творчество «Раммов» так же, как и творчество Номи, состоит из многих элементов, которые уникально сочетаются в одном продукте, и тем делают этот продукт уникальным.
Третье: тот самый эффект «Verfremdungseffekt», эффект отстранения. Брехт и Номи использовали этот прием, чтобы отталкнуть публику и заставить ее мыслить критически о пьесе [Брехт] и композиции [Номи].
Одежда Тилля Линдеманна и образ остальной группы Rammstein
А вот нарочито клоунскую одежду #Линдеманн заимствовать у Номи не стал. Там, где Клаус использовал огромный треугольник или инопланетные мотивы, солист «Раммов» выбрал классический костюм, какие были популярны у исполнителей 20-х – 30-х годов XX века.
Выбор одежды сближает его с группой, делает не отдельным исполнителем на фоне сессионных музыкантов, а единым целым с группой Rammstein, точнее: одним из Rammstein, равным остальным.
Прочитать разбор смысла песни Radio можете в статье: "Цензура должна быть разрушена".
Подписывайтесь на Sensus Versus, а также оставляйте "лайки"!