Найти тему
SV

"Клоунские губы". Образ Тилля Линдеманна в клипе Rammstein «Radio»

Оглавление

В предыдущей статье разобрал смысл и исторический контекст песни #Rammstein Radio, а с этой статьи стартует разбор клипа. Так как видео у «Раммов» получилось визуально сложным и наполненным под завязку смыслами и образами, то разбил одну статью на несколько частей.

Поэтому подписывайтесь на канал Sensus Versus, чтобы не пропустить самого интересного. Сегодня начнем с самого простого, - с образа Тилля Линдеманна, остальной группы и отсылок, из которых эти образы сложились.

[es tut sehr sehr gut wenn jemand deine kunst versteht – нем.: хорошо, когда кто-то понимает ваше искусство]
[es tut sehr sehr gut wenn jemand deine kunst versteht – нем.: хорошо, когда кто-то понимает ваше искусство]

Детали, из которых состоит образ Rammstein

#Тилль Линдеманн и остальная группа скользят через весь клип, но мало пронзать ярким образом отдельные нарративы, важно объединить разрозненные кадры в единое полотно.

В клипе на песню Radio образ Rammstein, если не считать последних цветных кадров, о которых поговорим отдельно, делится на 2 составные части: Грим солиста и одежду музыкантов.

-2

Грим Тилля Линдеманна

На первый взгляд грим Тилля Линдеманна походит на грим актеров немого кино, когда из-за технических ограничений грим накладывали вызывающе – ярким и подчеркивающим мимику и губы. С другой стороны, в нем присутствуют отголоски грима из японского театра Кабуки. Оба совпадения не случайны.

Грим Тилля – это отсылка к знаменитому «аутсайдеру от музыки», - как он себя называл, - Клаусу [Шперберу] Номи.

-3

На сцене Клаус Номи создавал вкусный «винегрет» из оперного исполнения, популярной музыки и рок-н-ролла. Сценический образ Клаус придумал нарочито «марионеточным», кукольным: изо всех сил подчеркивал худобу и красил ярким черным цветом губы.

В свою очередь элементы для грима Клаус взял из театра Кабуки, на который в послевоенной Германии была мода, и любимых «немых» фильмов.

-4

Окончательно на выбор грима повлиял немецкий драматург Бертольд Брехт, который удерживал внимание публики в постановках через выделение отдельных акцентов. Так появился созданный Брехтом «эффект отстранения», который Номи взял на вооружение.

Путь к «большой сцене» Номи начал в послевоенной разделенной на 2 лагеря Германии, с детства влюбился в рок-н-ролл, а вот мать Клауса изо всех сил прививала ему любовь к классической оперной музыке.

В итоге Америка, куда в 1972 году эмигрировал Клаус, получила невероятного исполнителя, смешавшего в творчестве рок, поп и оперу.

Образ Номи Тилль Линдеман использовал для отсылок сразу на 3 мысли.

Первое: творчество группы Rammstein подвергается критике, его неодинаково понимают, а многие в Германии откровенно не принимают точно так же, как в свое время критиковали, не понимали и не принимали творчество первого погибшего от СПИДа артиста.

-5

Второе: творчество «Раммов» так же, как и творчество Номи, состоит из многих элементов, которые уникально сочетаются в одном продукте, и тем делают этот продукт уникальным.

Третье: тот самый эффект «Verfremdungseffekt», эффект отстранения. Брехт и Номи использовали этот прием, чтобы отталкнуть публику и заставить ее мыслить критически о пьесе [Брехт] и композиции [Номи].

-6

Одежда Тилля Линдеманна и образ остальной группы Rammstein

А вот нарочито клоунскую одежду #Линдеманн заимствовать у Номи не стал. Там, где Клаус использовал огромный треугольник или инопланетные мотивы, солист «Раммов» выбрал классический костюм, какие были популярны у исполнителей 20-х – 30-х годов XX века.

Выбор одежды сближает его с группой, делает не отдельным исполнителем на фоне сессионных музыкантов, а единым целым с группой Rammstein, точнее: одним из Rammstein, равным остальным.

Прочитать разбор смысла песни Radio можете в статье: "Цензура должна быть разрушена".
Подписывайтесь на Sensus Versus, а также оставляйте "лайки"!