Уроки на улице и минимум домашней работы
Финские школы по праву считаются лучшими в мире: 15-минутные перемены, уроки на свежем воздухе в любую погоду и минимум домашних заданий. При этом качество образования не только не страдает от таких традиций, а продолжает оставаться одним из лучших в мире. Американский учитель Тимоти Уокер, живущий и работающий в Хельсинках, рассказывает о том, чем его впечатляет эта страна в книге «Финская система обучения».
Частые перемены
Финские школьники после каждых 45 минут занятий уходят на 15-минутную перемену, которую, как правило, проводят на улице вместе с одноклассниками. Такая передышка помогает усвоить знания и переключиться между уроками ученикам и не выгорать учителям, которые в это время тоже отдыхают. Финны поняли это давно и ещё в 1960-х годах ввели обязательные регулярные перемены в школах.
«Финский подход казался мне слишком мягким: я был убеждён, что дети будут учиться лучше, если для объяснений материала останутся более долгие промежутки времени. Поэтому решил отменить обычные запланированные перемены и учить пятиклассников по два академических часа подряд, а потом делать двойную перемену продолжительностью 30 минут. Я понял свою ошибку лишь в тот момент, когда бедный Сами весь покрылся сыпью»
Цитата из книги «Финская система обучения»
Повышенная физическая активность
Финские власти запустили эксперимент на государственном уровне, приняв программу «Финские школы в движении». Её цель — помочь детям вести активный образ жизни в течение всего учебного дня, например:
- придумывать естественные способы движения во время уроков — стоя разыграть по ролям отрывок из текста или провести дебаты на актуальную тему;
- проводить разминку — 20 прыжков «ноги вместе — ноги врозь» с хлопками над головой или 20 секунд бега на месте;
- разрешать свободно двигаться во время уроков — ёрзать за партой или стоя читать.
Эта программа важна в первую очередь потому, что неподвижно сидеть — вредно, а дело касается детей — ещё и почти невозможно.
Упрощённая домашняя работа
В Финляндии нет нормативов или стандартов, касающихся домашней работы. Обычно уроки в финских школах задают сразу на несколько дней, но они настолько простые, что ученики справляются с ними самостоятельно, без помощи взрослых.
Финские учителя не перегружают детей лишней работой, потому что признают ценность их свободного времени. Они убеждены: домашние задания не должны быть слишком сложными, чтобы ученики могли отдохнуть вечером и восстановиться после школы.
Обучение на природе
Финские учителя часто проводят уроки за пределами школы. Так они борются с гигантской пропастью, которая возникла между современными детьми и миром реальной, а не виртуальной природы.
«Впечатления, полученные за пределами школы, имеют географический, художественный и литературный, научный и исторический аспекты. Все исследования начинаются с земли, ибо и сама жизнь обитает на ней»
Цитата из книги «Финская система обучения»
Первый этап такого обучения связан с приобщением к природе прямо в классе. В зависимости от темы урока дети проращивают картошку, выводят лягушек из головастиков и изучают под микроскопом воду из близлежащих водоёмов. Следующий этап — это полноценный урок вне класса, например, на школьном дворе. После него вполне естественно переходить к специальным проектам на природе: изготовлению кормушек для птиц, посадке деревьев или разбивке прудов.
Квалифицированные учителя
Ещё в 1980-х в Финляндии провели масштабную реформу высшего образования. С тех пор каждый будущий учитель — это специалист со степенью магистра, который провёл собственное научное исследование. Спустя десятилетие от учителей стали также требовать составления учебных планов и методик преподавания. Часто завучи и директора сами становятся учителями и ведут уроки в своих школах.
«В финских школах нет ярко выраженной иерархии: большинство директоров одновременно и преподают, и занимаются управлением. Благодаря этому руководители в сфере образования имеют непосредственный опыт работы в классе. Учителя лучше воспринимают критику и охотнее обсуждают проблемы, если ими руководят коллеги, которые, возможно, также сталкиваются с подобными вещами в своих классах»
Цитата из книги «Финская система обучения»
Тимоти Уокер привез из Финляндии 33 правила, которые можно ввести в любой школе мира, читайте о них в книге «Финская система обучения».