Найти тему

Самый быстрый самолет в мире

Оглавление
Фото автора Tommy Olsson (Pexels). Люди на авиашоу
Фото автора Tommy Olsson (Pexels). Люди на авиашоу

Как вы думаете, когда его изобрели? Недавно? В этом тысячелетии? Нет. В прошлом. И не просто в прошлом, а в 1950-х. После этого его рекорд никто повторить не смог. А теперь хотите ещё немного интриги? Этот самолет мог летать со скоростью, которая в 2 раза больше современных самых быстрых самолетов! Заинтриговал? Теперь начну рассказывать его историю.

Гонки вооружений и необычные идеи

Запуски Фау-2 в США под руководством Вернера фон Брауна
Запуски Фау-2 в США под руководством Вернера фон Брауна

Изобретение самого быстрого летательного аппарата - это не самая простая задача. А как же корпус? А перегрузки? Но не это главное. Классическая конструкция самолета не позволяла в полной мере реализовать поставленные задачи, поэтому американские инженеры в 1950-х решили принципиально по-новому взглянуть на проект, совмещающий в себе ракету и самолет. Подобные разработки именовались ракетопланами. По факту он и не должен был стать самолетом, а скорее управляемым летательным аппаратом.

Использовать технологию ракет США позволил приезд видного немецкого ученого, который до этого работал на Третий Рейх, Вернера фон Брауна. Он по своим чертежам и с помощью немецких коллег-инженеров, согласившихся на переезд в Штаты, воспроизвел ракету Фау-2, которую впервые запустил ещё в 1944 году. Её максимальная скорость могла составлять 6120 километров в час.

Сцепка ракетоплана и военного самолета-носителя
Сцепка ракетоплана и военного самолета-носителя

Проект нового самолета не предусматривал возможности самостоятельного взлета (только приземление) и наличия на борту лишнего оборудования.

Упор делался на двигатели и топливо, которого, к слову, для первой версии самолета хватало всего на 2 минуты.

Логика полета была следующая: старт из-под крыла самолета-носителя, мощный набор максимальной высоты на максимальной скорости, выключение двигателей, продолжение полета по инерции, спуск по баллистической траектории, планирование, снижение с последующей посадкой.

North American X-15 набирает высоту
North American X-15 набирает высоту

Концепцию ракетоплана утвердили в 1954 году. Его назвали North American X-15. North American - промышленная компания, которая победила в конкурсе на разработку пилотируемого аппарата.

Свой первый полет самолет осуществил в 1959 году. Его поднял в воздух стратегический бомбардировщик B-52. После набора высоты в 15 км X-15 стартовал из-под его крыла бомбардировщика. Общее время полета составило 15 минут.

За время полета (разгон длиной в 2 минуты) самолет расходовал топливо массой 6577 кг

Всего за время эксплуатации ракетоплана было осуществлено 199 полетов. Высота полета составляла 107 км, а максимальная скорость достигала 6,72 М (~ 7274 км/ч).

North American X-15 в полете
North American X-15 в полете

Перед самолетом ставилась задача максимально быстрого полета и перехода в космос, чтобы сбить спутники или иные объекты противника (а в то время СССР). Поэтому позже под него рассчитывалось и вооружение.

Одним из летчиков испытателей был Нил Армстронг (1960-1962), который 20 июля 1969 года станет первым человеком, ступившим на Луну.

В дальнейшем программой полетов планировались запуски самолета в связке с ракетой-носителем "Сатурн". Но планам не суждено было сбыться, так как в 1963 году государственный секретарь по вопросам национальной безопасности США Роберт Макнамара закрыл проект, подразумевавший развитие ракетоплана X-20. Всем стало очевидно, что X-15 дорабатывает последние годы, так как был взят курс на космическую программу нового типа. Последний полет ракетоплана был осуществлен в 1970 году.

Американский документальный фильм об X-15

Читайте также:

Самые большие самолеты современности и их истории

История самого быстрого пассажирского самолета

Понравился материал? Ставьте лайки и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных статей с фактами и статистикой!