Найти в Дзене
КиноНытик

«Отполированный достатком»: что писали про Олега Басилашвили в СССР

Олег Басилашвили – актер легендарный, он представлял и продолжает представлять яркие, запоминающиеся и, одновременно, универсальные образы в кино и на театральной сцене уже много десятилетий. И всегда у него получается достучаться до сердец зрителей.

А ведь в этом году исполнилось 80 лет (!) с момента, когда Олег Валерианович впервые появился на экране. Не все его роли удачны, но их столько (многие десятки), что и прекрасных - хватает.

Вот что о работе Олега Басилашвили писали в конце 1970-х годов киноведы. Тогда бытовало мнение, что герои артиста лишь на первый взгляд разные, а по сути – он играет одних и тех же персонажей.

«Это вариации развития одного и того же характера. Внешне герои вполне импозантны. Никому из них не свойственны отвага, самоотверженное мужество и безоглядная любовь. Правда. Они тоже страдают, стремятся к счастью. Но счастье им не дается практически никогда».

-2

«Крупный, дородный, вальяжный, весь отполированный достатком, с лицом гладким и безмятежным, он с одинаковым упоением играл для гостей на скрипке и забавлялся развлечением уличных мальчишек, привязавших к хвосту собаки пустую банку. Вырисовывается образ мягкого человека, убежденного, что мир существует только для его удовольствий».

«Гранатовый браслет»

В экранизации 1964 года повести Александра Куприна, поставленной режиссером Абрамом Роомом, Басилашвили сыграл Василия Львовича Шеина.

«Этот персонаж в изложении Басилашвили изысканный аристократ. Живет роскошно и никакого восторга перед этой роскошью не испытывает. Мягкая доброта и детское озорство ко всему знакомому и холодная презрительность ко всему, что выходит за пределы привычного».

Опять же черты, эти универсальные черты, которыми так часто наделяет Олег Валерианович своих персонажей.

-3

«Живой труп»

Куда значительнее роль Виктора Михайловича Каренина в экранизации «Живой труп», снятой режиссером Владимиром Венгеровым в 1968 году. Фильм – жуткая неудача постановщика, который не смог раскрыть главного персонажа – Федора Протасова. Но на этом фоне неудач неожиданно выплывает Каренин в лице Басилашвили.

К Протасову не подходили (а жаль) эпитеты умный, слабый, жалкий и даже опустившийся человек. Зато все это невероятно точно приписалось к персонажу Басилашвили. Его персонажа обычно играют таким сухим педантом, напыщенным и ничтожным, всегда неожиданно выплывающего из жестокого и незащищенного мира. Его характер Олег Валерианович сделать объемным, мягко подав зрителю.

-4

«Складывается впечатление, что текст актер для своего героя написал сам. Настолько он пережит лично, и потому принадлежит только этому актеру, и никому другому».

«Многолетняя работа в театре выработала у Басилашвили уверенный профессионализм, огромную работоспособность и глубину аналитического мышления. Для него характерна яркая индивидуальность, мастерство социального и нравственного анализа характеров и явлений».

«Никогда совершенное владение арсеналом актерского мастерства не становится для Басилашвили самоцелью. Оно подчиненно особенностям жанра, исследованию человеческих характеров».

Актер и сегодня выступает в театре, иногда снимается в кино. Последняя на сегодняшний день его роль – музыкант Иннокентий Михайлович в фильме «Не ждали» 2019 года. В этом году актер отметил 85-летний юбилей.