На стенах комнат, в которых живут или куда приезжают герои Гоголя, вы обязательно увидите картины, изображающие нечто историческое. Только оно не вызывает почтительного к себе отношения: уж очень оно карикатурно. Историко-героическое искажено. Время его закончено?
А что же теперь, сейчас – во время действия произведений?
Хлестаков приезжает в небольшой город. Молодого человека принимают за ревизора. И через какое-то время он начинает хвастать. А зачем? Чтобы обмануть? Вряд ли.
Дело в том, что российское общество бюрократизировано. И человек из одного класса никогда не перейдет в другой. Например, Акакий Акакиевич Башмачкин – герой «Шинели», обречен работать переписчиком бумаг. Такова судьба. Это касается и Хлестакова. В своих речах-мечтах он фантастическим образом вырывается вперед, становится тем, кем ему не быть! Это фантазия, упоение, мечта! Он любуется собой. Немного погодя городничий тоже попадает в такую же ситуацию: он увидит себя большим начальником, потому что его дочь выходит замуж за важного чиновника. Но и ему не перепрыгнуть через бюрократические барьеры. Никогда! Такова российская действительность. Получается, что и городничий вместе со своей женой попали в плен мечты: она опьянила их. Герои «Ревизора» недолго радовались: финальная сцена вернет их в реальную жизнь. И никогда им не жить во дворцах, как Хлестакову никогда не останавливаться в дорогих гостиницах.
Чичиков попытается разорвать законы бюрократического общества. Покупка мертвых душ – способ прорыва. Но его путешествие призвано доказать: законы судьбы не изменить. С чего начал – тем и закончил.
Современная Россия. Актуален ли Гоголь? Наше общество тоже бюрократизировано. Можно ли у нас преодолеть закон бюрократического тяготения, который Грибоедов так сформулировал: «По отцу и сыну честь»?