Найти тему
Роман Апрелев

Это с парты! Какой должна быть школа?

Писатель и музыкант Михаил Казиник, родившийся в Ленинграде, выросший в Витебске (и имеющий белорусское гражданство), а ныне живущий и работающий в Швеции, посетил Волгоград с концертом. Но поговорили мы с ним не о музыке, а об образовании. Ведь Казиник ратует за новую методику преподавания в школах. И от Волгограда у него сложились специфические впечатления.

- У вас во время войны очень много крови пролилось. Но дети должны больше думать о сказке, о празднике. Всю мою юность в нашей стране ссылались на войну как на причину бедности. И до сих пор будто вчера бомбили. Это надо прекратить, воспоминания о войне должны быть в меру. В великом русском языке застряли такие выражения как “трудовой десант” и “битва за урожай”. Если человек любит маршировать, у него центр мышления находится в спинном мозге. Десант - это высадка в тылу врага. Какого? Кирпичей, что ли, которые надо перенести?

-2

Концепцию новой школы Казиник создал, много общаясь нобелевскими лауреатами. Тут три ключевых вещи: юмор, музыка и ассоциативное мышление. Физика и лирика не существуют в раздельности. Их притягательность и глубина во взаимодействии. Например, на уроке географии не будут отдельно изучать Данию. Но рассмотрят ее как страну, давшую миру Андерсена и Бора. А яблоко интересно не только своими биологическими качествами, но и тем, как его изображали живописцы прошлого.

-3

Методика Казиника используется в одной из школ Челябинска. Но педагоги и в других городах с интересом следят за этим новаторским подходом.

- Традиционная школа выстроена как церковь, где знающий читает проповедь незнающим. Вот у супругов появляется ребенок. Они сразу становятся кандидатом педагогических наук и академиком? Не бойтесь сказать детям: “Мы тоже ничего не знаем, давайте разберемся вместе”. Есть три концепции школы: тюрьма, казарма и театр. Конечно, все родители выбирают театр. Но, когда приходят, сразу спрашивают: а где парты? Сколиоз вам нужен или знания? Ребята комфортно себя чувствуют на пуфиках, диванах, ковре - они ползают, прыгают и усваивают при этом больше, чем их сверстники, - уверяет Михаил Семенович.

-4

Преподавание не должно быть скучным. Казиник рассказал, как однажды на нобелевском банкете услышал хохот из зала. Это выдающиеся мужи рассказывали истории своих открытий. Большие ученые не боятся быть смешными. Хотя многое писатель подметил за рубежом, он против копирования европейского опыта. Все-таки слишком разный исторический путь проделали наши страны. У нас не было латинских академий, Возрождения и эпохи Просвещения в том виде, в каком они проявились на Западе.

- В Швеции дети проводят в классе только десятую часть времени. У них много музеев, где все можно трогать руками. А у нас злые тетки сидят. 98 процентов детей рождаются гениальными. Но к трем-пяти годам вся гениальность выветривается, потому что идет подражание взрослым. Они видят ненависть к богатству, таланту, яркости. Не бойтесь рассуждать с ребенком на сложные темы. Пролонгированный эффект вы получите через несколько лет, - убежден Казиник.

Читайте также: Лучший учитель России

Как я сходил на ЕГЭ