Когда человек чувствует, что вещи не приносят ему счастья и не делают великим, ему хочется заняться духовным развитием.
Кажется, что ретриты, медитации, отказ от мяса восполнят эту дыру в душе. Кто-то идет дальше - бреет голову, надевает балахон монаха, уходит в буддийские монастыри, ожидая увидеть там, если не чудо, то хотя бы найти воодушевление.
Я знаю людей, которые гордятся, что после расточительства стали вести спартанский образ жизни, после пошлости и пресыщенности сексом - превратились в благочестивых недотрог. Но правда в том, что уход в ментальный "монастырь" не так уж и сложен. Он не дает роста личности. Жить в изоляции, не соприкасаясь с источниками соблазна и раздражения очень просто. Но ускользнув от кипящей жизни, позади не остается твоя боль и страхи. Ты приносишь их с собой. Потому что все трудности и соблазны и есть часть твоей практики, твоего вознесения.
Можно спокойно медитировать, наблюдая сожжение горы трупов на площади, пройти обед безмолвия и не брать в руки денег, кроме той суммы, что обеспечит тебе рисовую лепешку раз в сутки. Пока ты внутри безопасного мирка, ты остаешься сильным идеалистом. Понимание себя переворачивается с ног на голову. Ты думаешь, что начинаешь видеть вещи с большой мудростью. Но настоявшая жизнь и проверка в реальном мире.
Попробуй медитировать в метро или в ТК, когда на тебя уставились десятки любопытных глаз и каждый говорит "вот дебил!".
Открой глаза и увидь в них не хомяков, поедающих бургеры и не идиотов с телефонами в руках, а просто людей, таких же экзотических для тебя, как и ты для них.
Попробуй общаться с обычными земными людьми: студентами, продавцами, соседями, ты увидишь, что твои возвышенные мысли и чувства не помогают их понимать и правильно взаимодействовать. Ты не свободен от шаблонов, своих страхов, стеснения, агрессии. Ты видишь это лишь острее, но по-прежнему не знаешь, как освободить себя от предрассудков и хочешь теперь тиранично заставить окружающих стать такими, как ты. Что и происходит с вегетарианцами, зожниками, учеными, сильно образованными людьми. Очень просто распространять свою любовь на тысячи незнакомых людей, медитируя в храме. Но трудно пожелать добро отцу-тирану или людям, которые задевают тебя, липнут к тебе сейчас и причиняют зло.
В таких «убеганиях» от жизни с целью прокачать свою духовность и оторваться от загаженного мира не убирается корень проблем. Все эмоции внутри. Ты продолжаешь жить умом. Просто быть одиночкой, а ты попробуй построить счастливый брак. Привести в этот мир прекрасного сына или дочь, и сделать все, чтобы этот новый человек стал максимально самостоятельным и независимым от тебя. Попробуй быть при деньгах, но при этом уметь не тратить лишнего. Оставаться добрым в соприкосновении с неидеальным. Ведь, даже в твоей религии, кем бы ты ни был, часто говорится: «Он тысячелетиями боролся со злом, поэтому сам стал злом». Просто оставаться чистеньким и добрым на окраине мира.
Есть очень простое упражнение
Мы все смертны, мы умираем уже сейчас. Смерть всегда присутствует рядом с нами. И если вы страдаете страхом смерти, вы не принимаете тот факт, что вы смертны. Значит, вы упускаете жизнь зря и понимаете это.
Осознайте этот факт, а потом вспомните 2 своих добрых поступка в жизни. И они не будут грандиозными. Это будет что-то простое: помогли ребенку, обняли старика. Там не будет величия и сверхдоброты. Все самое лучшее, что вы сделали, и что принесло вам радость, было невероятно простым.
Например, мое больное эго раньше тоже толкало на поиски грандиозного. Хотелось почувствовать эту гиперкомпенсацию. Если в одном ты лузер, значит, нужно возвеличиться в чем-то другом.
Но сейчас, вспоминая свои 2 добрых поступка, я могу вспомнить ни великое достижение или сверхзначимый проект. Я вспоминаю два бытовых случая, в которых проявилось мое истинное отношение к людям и жизни.