В прокате – фильм Райана Джонсона в жанре нео-нуар «Достать ножи». Редко в какой картине увидишь такую россыпь знаменитых и по-настоящему мощных актеров. Только послушайте: Дэниел Крэйг, Крис Эванс, Джейми ли Кёртис, Кристофер Пламмер, Дон Джонсон, Тони Коллетт, Джейден Мартелл. Матерь Божья! (Матерь не играла – это я восхищаюсь талантом и усердием продюсеров.)
Ну, как с таким актерским составом можно было снять плохое кино? Понятное дело, нельзя. Вот и рейтинги фильма у нас и за рубежом – высокие. Народ говорит и голосует кошельком, а мы попытаемся-таки разобрать сильные и слабые стороны фильма.
Хорошо
Не так много в последнее время выходит детективов. Сейчас – кризис жанра. Каждый более или менее терпимый фильм про сыщиков и загадочных преступников – уже событие. И совсем не обязательно, чтобы в ленте было что-то принципиально новое. Главное – не испортить тонкое полотно некогда самого популярного направления в искусстве.
Стилизация под 30-е, 40-е, 50-е – это всегда эффектно, стильно и очень эстетично. Формально «Достать ножи» – о нашем времени. Но это только формально. Визуально – фильм замечательно стилизован под лучшие образцы сериала «Пуаро». Внимание к деталям, интерьеры, приусадебные участки. Восхитительная интерьерная инсталляция – круглая металлическая сетка, на которой концентрическими кругами висит множество ножей остриями в центр, и на фоне которой сидят по очереди подозреваемые. Блестящий язык кино. Глаз отдыхает.
Плохо
Дух зловонного нового времени. Отдыхать-то глаз отдыхает, да только создатели фильма сами же разрушают всю атмосферу. Бесконечные мобильные в руках у героев, светящие с экрана своими яркими экранами, неустанно выбивают нас из уютного мира. Заявка на нео-нуар, сюжет а-ля Агата Кристи, события развиваются в помещениях – ни одной привязки к нашему времени. Если ты решил создать стилизованную картину, зачем вообще переносить действие в XXI век?
Оригинальным этот фильм назвать трудно. Во-первых, Дэниел Крэйг и Кристофер Пламмер абсолютно повторяют свои роли, которые они играли в фильме «Девушка с татуировкой дракона». (Пламмер играл богатенького дядюшку. Крэйг обаятельного детектива.) Игра – ладно, но очень слаб и сюжет. Если не учитывать стандартно увлекательную для детектива концовку, фильм смотреть просто скучно.
Несмешные шутки, избитые приемы, плохое подражание лучшим образцам жанра. Хотите увидеть, как должен быть снят детектив со звездами в главных ролях, – посмотрите «Убийство в Восточном экспрессе» 2017-го года. Вот это образец. Плюс к тому, Крэйгу нужно что-то срочно делать с этими синими, как подвеска стареющей красавицы, глазами. На блондина с голубыми глазами он уже не тянет. Выглядит, как бесконечный сиквел «Знакомьтесь, Джо Блэк».
К оригиналу фильма это не относится, но для российского зрителя может сыграть принципиальную роль. Нельзя переводить Дэниела Крэйга голосом Тома Харди! Нельзя! Так заведено в России, что у каждого значимого заграничного актера есть свой «специальный» переводчик.
И если, вдруг, Человек-паук начинает говорить голосом Моргана Фримена – смотреть без смеха это нельзя. Вот в этом фильме детектив Крэйг говорит голосом Бейна из Бетмена и безумного Макса.
Иллюстрации: кадры из х/ф «Достать ножи»
Текст: Дмитрий Зуев