И, наконец, еще про один городок на полуострове Варангер, на котором все называется на «В», теперь это Вадсё. Кстати, наверное, многие путают Вардё и Вадсё, поскольку несколько раз читала в Интернете про Крепость и Мемориал ведьм, как находящиеся в Вадсё – будьте внимательнее, господа, и когда читаете и когда пишете)
Живет в городке всего 6 тыс.человек, да и городом он стал только в 1833 г, когда сюда массово переселились жители северной Финляндии и Швеции. А до этого на близлежащем острове была только рыбацкая деревушка и церковь. В 19 в. здесь, в основном, разговаривали на финском, а сейчас снова на норвежском.
Финны, пришедшие в Норвегию, называются квенами. В основном, переселение финнов в Норвегию происходило в 18-19 вв., и причин тому было несколько. После русско-шведской войны, когда Финляндия вошла в состав Российской империи, финны, опасаясь репрессий, двинули в Норвегию. Также на север их гнал голод, поскольку земля родила не всегда, а рыба в морях в ту пору была в любое время. Сюда же бежали и люди, нарушившие закон и стремящиеся укрыться от возмездия. Поскольку из Норвегии многие уезжали в Америку, этот поток подхватил и финнов, но часть их так и не уехала и осталась на севере Норвегии. Так или иначе, квенов на севере было очень много. И заниматься они стали привычным для них молочным животноводством, т.к. норвежцы ловили рыбу, саамы разводили оленей, а эта ниша была свободна, и делали они это очень хорошо. Финское молоко было известно и в Петербурге и на полуострове Рыбачий.
Поначалу норвежские власти благосклонно относились к нашествию финнов – хорошие работники всегда нужны, но потом стали их уже ограничивать в правах, запрещать разговаривать и учить детей на финском языке. И только с середины 70-х годов 20в. признали квенское меньшинство.
В 1977 г. король Норвегии Олаф V (в присутствии Президента Финляндии Урхо Кекконена и короля Швеции Карла XVI Густава) открыл в Вадсё памятник квенам в знак их признания и извинения за гонения на них. Из описания памятника: "Старик, сидящий с лопатой в руке, символизирует финна. Именно он и его единомышленники принесли знания о сельском хозяйстве в Финнмарк. Шляпа, которую он носит, типичная рыбацкая шляпа. старик сидит и смотрит на свою дочь. Она держит маленького ребенка - будущее - на коленях. Стоящий позади худой рыбак смотрит на море. Он норвежец и женат на этой женщине. Его пристальное внимание показывает, что беспрерывная битва ведется против Северного Ледовитого океана".
В Вадсё есть несколько музеев, и мы были в двух, посвященных жизни квенов на Варангере.
Это усадьба Эсбензенгорден, которая была построена в 1849 г. торговцем Расмусом Эсбенсеном. Построен дом из сибирской лиственницы, которую называли «русский лес», она в это время широко использовалась в Вадсё (не забываем, что Россия здесь совсем рядышком, и контакты с ней были налажены хорошо). А на берегу моря была пристань с четырьмя большими складами и магазином. Вокруг дома раньше был большой сад, и еще здесь содержали северных оленей, которых использовали как «транспорт». Эсбенсен, кстати, активно торговал с Россией. Три поколения этой семьи жили и торговали здесь до 1977 г., а потом дом стал музеем.
Русское влияние))
И совсем другая усадьба Туомайнен (середины 19 в.). Ничего не напоминает? Я, честно, ощутила себя как на старой подмосковной даче)
И даже лев у меня на даче такой же есть)
На территории несколько построек: баня, торговая лавка, хлебопекарня, кузница.
Дом тоже постройки середины 19 в, и последние его хозяева занимались рыболовством и мелким хозяйством. На ферме у них были овцы, коровы, быки и лошади.
Снегоступы для лошадей)
А также пекли и продавали хлеб, за который жители Вадсё могли расплачиваться дровами – леса вокруг нет, и дрова были на вес золота. Кстати, печь используется до сих пор)
Еще про то, где мы не были. Выставка «Дирижабли и корабли» на причале Хуртигруты оказалась закрыта, надо предварительно договариваться. Но вроде мы лодок уже насмотрелись в эту поездку, а про Амундсена посмотрим дома кино - про него здесь большая экспозиция, т.к. именно на этом острове стоит причальная мачта для дирижабля, которую использовали экспедиции Нобиле и Амундсена на дирижабле Norge в 1926 г. и на дирижабле Italia в 1928 г.
Церковь полярного моря 1958 года постройки. По задумке архитектора Магнуса Поульссона стелы с 2 сторон символизируют айсберги. А под потолком церкви висит корабль (думаю, вы обращали внимание, что во многих европейских храмах под потолком висят корабли), так вот этот корабль – настоящий норвежский, на таких, в основном, и ходили в этих водах.
Вот, пожалуй, и все про Вадсё и про Вагангер. А если говорить в целом про него и эту живописную дорогу, то она, конечно, необычная, красивая, но все же Лофотены и Сенья понравились нам намного больше. Хотя, может, сыграло роль то, что мы катались по Норвегии уже вторую неделю, и глаз замылился от обилия впечатлений. На этом заканчиваю рассказ про Норвегию, хотя так просто она нас не отпустила, т.к. приехав на границу без чего-то 10 ч. вечера, мы уткнулись в закрытые ворота. Пришлось ночевать опять в Европе, и на следующий день мы, наконец, попали на Родину через уютный малюсенький пункт пропуска Борисоглебский.