Найти тему
мои дороги

Как почувствовать себя на советской даче на севере Норвегии или кто такие квены

И, наконец, еще про один городок на полуострове Варангер, на котором все называется на «В», теперь это Вадсё. Кстати, наверное, многие путают Вардё и Вадсё, поскольку несколько раз читала в Интернете про Крепость и Мемориал ведьм, как находящиеся в Вадсё – будьте внимательнее, господа, и когда читаете и когда пишете)
Живет в городке всего 6 тыс.человек, да и городом он стал только в 1833 г, когда сюда массово переселились жители северной Финляндии и Швеции. А до этого на близлежащем острове была только рыбацкая деревушка и церковь. В 19 в. здесь, в основном, разговаривали на финском, а сейчас снова на норвежском.
Финны, пришедшие в Норвегию, называются квенами. В основном, переселение финнов в Норвегию происходило в 18-19 вв., и причин тому было несколько. После русско-шведской войны, когда Финляндия вошла в состав Российской империи, финны, опасаясь репрессий, двинули в Норвегию. Также на север их гнал голод, поскольку земля родила не всегда, а рыба в морях в ту пору была в любое время. Сюда же бежали и люди, нарушившие закон и стремящиеся укрыться от возмездия. Поскольку из Норвегии многие уезжали в Америку, этот поток подхватил и финнов, но часть их так и не уехала и осталась на севере Норвегии. Так или иначе, квенов на севере было очень много. И заниматься они стали привычным для них молочным животноводством, т.к. норвежцы ловили рыбу, саамы разводили оленей, а эта ниша была свободна, и делали они это очень хорошо. Финское молоко было известно и в Петербурге и на полуострове Рыбачий.
Поначалу норвежские власти благосклонно относились к нашествию финнов – хорошие работники всегда нужны, но потом стали их уже ограничивать в правах, запрещать разговаривать и учить детей на финском языке. И только с середины 70-х годов 20в. признали квенское меньшинство.
В 1977 г. король Норвегии Олаф V (в присутствии Президента Финляндии Урхо Кекконена и короля Швеции Карла XVI Густава) открыл в Вадсё памятник квенам в знак их признания и извинения за гонения на них. Из описания памятника: "
Старик, сидящий с лопатой в руке, символизирует финна. Именно он и его единомышленники принесли знания о сельском хозяйстве в Финнмарк. Шляпа, которую он носит, типичная рыбацкая шляпа. старик сидит и смотрит на свою дочь. Она держит маленького ребенка - будущее - на коленях. Стоящий позади худой рыбак смотрит на море. Он норвежец и женат на этой женщине. Его пристальное внимание показывает, что беспрерывная битва ведется против Северного Ледовитого океана".

В Вадсё есть несколько музеев, и мы были в двух, посвященных жизни квенов на Варангере.
Это усадьба Эсбензенгорден, которая была построена в 1849 г. торговцем Расмусом Эсбенсеном. Построен дом из сибирской лиственницы, которую называли  «русский лес», она в это время широко использовалась в Вадсё (не забываем, что Россия здесь совсем рядышком, и контакты с ней были налажены хорошо). А на берегу моря была пристань с четырьмя большими складами и магазином. Вокруг дома раньше был большой сад, и еще здесь содержали северных оленей, которых использовали как «транспорт». Эсбенсен, кстати, активно торговал с Россией. Три поколения этой семьи жили и торговали здесь до 1977 г., а потом дом стал музеем.

Эта фотография с сайта музея
Эта фотография с сайта музея

Русское влияние))

И совсем другая усадьба  Туомайнен (середины 19 в.). Ничего не напоминает? Я, честно, ощутила себя как на старой подмосковной даче)

И даже лев у меня на даче такой же есть)

На территории несколько построек: баня, торговая лавка, хлебопекарня, кузница.
Дом тоже постройки середины 19 в, и последние его хозяева занимались рыболовством и мелким хозяйством. На ферме у них были овцы, коровы, быки и лошади.

Снегоступы для лошадей)

А также пекли и продавали хлеб, за который жители Вадсё могли расплачиваться дровами – леса вокруг нет, и дрова были на вес золота. Кстати, печь используется до сих пор)

Еще про то, где мы не были.  Выставка «Дирижабли и корабли» на причале Хуртигруты оказалась закрыта, надо предварительно договариваться. Но вроде мы лодок уже насмотрелись в эту поездку, а про Амундсена посмотрим дома кино  - про него здесь большая экспозиция, т.к. именно на этом острове стоит причальная мачта для дирижабля, которую использовали экспедиции Нобиле и Амундсена на дирижабле Norge в 1926 г. и на дирижабле Italia в 1928 г.

Церковь полярного моря 1958 года постройки. По задумке архитектора Магнуса Поульссона стелы с 2 сторон символизируют айсберги. А под потолком церкви висит корабль (думаю, вы обращали внимание, что во многих европейских храмах под потолком висят корабли), так вот этот корабль – настоящий норвежский, на таких, в основном, и ходили в этих водах.


Вот, пожалуй, и все про Вадсё и про Вагангер. А если говорить в целом про него и эту живописную дорогу, то она, конечно, необычная, красивая, но все же Лофотены и Сенья понравились нам намного больше. Хотя, может, сыграло роль то, что мы катались по Норвегии уже вторую неделю, и глаз замылился от обилия впечатлений. На этом заканчиваю рассказ про Норвегию, хотя так просто она нас не отпустила, т.к. приехав на границу без чего-то 10 ч. вечера, мы уткнулись в закрытые ворота. Пришлось ночевать опять в Европе, и на следующий день мы, наконец, попали на Родину через уютный малюсенький пункт пропуска Борисоглебский.