Идея о строительстве широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета совместно с Китаем витала в воздухе достаточно давно, впервые я услышал о ней в Новосибирском академгородке в начале 2010-х.
Сама по себе идея о совместном строительстве замечательная. На примере МС-21 мы видим, что Россия не в состоянии продать эти машины за границу в больших объемах, а строить дальнемагистральный самолет исключительно для собственного пользования непозволительная роскошь.
Привлечение в проект Китая позволяет значительно увеличить серию таких машин, производить их с недоступной ранее скоростью и полноценно выйти на гигантский азиатский рынок.
Неудивительно, что уже в 2014 году президент Путин подписал совместно соглашения с партнерами из Китая и проект начал воплощаться.
Стоимость проекта была оценена в 20 миллиардов долларов, из которых 13 миллиардов уходят на создание самолета и еще 7 на обеспечение постпродажного обслуживания и обеспечение инструментов маркетинга.
Согласно данным, самолет должен перевозить 280 пассажиров на расстояние не менее чем в 12 000 км. Производиться в Шанхае на заводах компании COMAC. Максимальный взлетный вес составит 245 тонн, в воздух лайнер будут поднимать двигатели Rolls-Royce или General Electric. Самолет второго этапа получит новые отечественные ПД-35.
Очевидно, что в данном проекте Китай интересует получение от России как можно большего количества технологий производства широкофюзеляжных самолетов, освоить производство Китай может вполне самостоятельно.
В этом кроется самая главная угроза для проекта, поскольку тот, кто хоть раз работал с партнерами из Поднебесной знает, что те в обязательном порядке выходят из проекта, переняв у партнера те технологии или инструменты, которые были им необходимы.
В 2014 появилась информация, что Китай внес в договор новые условия, которые могут привести к разрыву совместного контракта. Речь идет о том, что Китая хочет самостоятельно реализовывать лайнер внутри страны, оставив России возможность продажи его за границу и внутри страны.
На деле это только хорошо звучит, поскольку абсолютное большинство продаж, а значит и прибыль планировалось сделать на растущем рынке Китая, российская сторона разделит расходы с Поднебесной, но отработает себе в убыток.
Для сравнения стоит понимать, что рынок Китая готов принять в ближайшем будущем 1200 новых самолетов, тогда, как рынок РФ испытывает потребность не более чем в 50 новых бортах.
Вероятно, если партнеры из Китая проявят настойчивость в соблюдении данных условий, отечественные авиастроители вынуждены будут разорвать контракт с самыми плачевными для себя последствиями.
Китай получив технологии, легко создаст новый самолет и даже не сильно отстанет по срокам. В России производить такие самолет просто негде и не для кого.
Что почитать:
Дорогие друзья, наш канал только начал свою жизнь и ему очень нужна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте лайк. Вам не сложно, а нам необходимо.