Петергофскую дорогу во времена Екатерины II часто сравнивали с дорогой из Парижа в Версаль. В 1817 году в книге П.Свиньина о красоте дороги есть слова: "Будучи усеяна прелестными и великолепными загородными домами ... украшенная со всех сторон огромными и разнообразными садами или пространными лугами и водопадами, - иногда представляя взорам вдали синеющее море...". Сложно представить, что речь идет о нашем городе. Сады..., водопады..., синеющее море! Скажем, я при своей жизни, Финский залив, синим не видел ни разу.) И тем не менее.
Вся земля с этой стороны залива изначально принадлежала графу Апраксину (а что не Апраксину, то Петру:) Но дворцы меняли хозяев и те, кто хотел жить поближе к царю и его летней резиденции - Петергофу, скупали землю у наследников... По сути, это был парадный въезд в город. Над проектами дворцов и парков трудились лучшие мастера России и Европы. Наличие загородной резиденции в этой части Петербурга было обязательным для любого приближенного ко двору.
Место, о котором пойдёт речь находится напротив спальной застройки «Балтийская жемчужина». Буквально напротив через Петергофское шоссе.
Справка: Северные берега Финского залива — возвышенные и извилистые, вдоль всего берега проходит Балтийско-Ладожский глинт, в некоторых местах высотой до 40 м.! Тянется этот глинт в сторону Соснового Бора на десятки километров.
И вот в 1757 году, граф Михаи́л Илларио́нович Воронцо́в — русский государственный деятель и дипломат, которому обязан своим возвышением род Воронцовых. Один из ближайшего окружения Елизаветы Петровны и Петра III, участник дворцового переворота 1741 года. С 1758—1765 гг. — канцлер Российской империи, строит на возвышенности этого глинта дворец-дачу «Новознаменка», (как потом её назовут).
Процесс строительства был не простым, Михаил Илларионович даже архитектора Джузеппе Трезини, сменил на Ринальди в надежде с экономить. (Это тот муж, который разработал и построил Китайский дворец и Катальную горку в Ораниенбауме. Есть что-то общее в этих зданиях, неправда ли? Во всяком случае цвет это точно! )) ).
Не помогло. Воронцов практически разорился на постройке этого строения. В наше время это просто не мыслимо! Канцлер Российской империи (премьер-министр страны), оказался на грани разорения из-за какого-то там «лазурного домика»! Какие честные люди служили России.
В общем, на архитекторах Воронцов не экономил... Возможно поэтому - и вынужден был продать дачу под конец жизни. Сохранилось объявление в номере Санкт-Петербургских ведомостей от 2 мая 1766 года - "По Петергофской дороге на 18 версте продаётся двойная дача его сиятельства канцлера графа М. И. Воронцова с лесом и сенными покосами. Дом каменный о трёх этажах, покрыт железом, с домовыми уборами; разные дворовые каменные и деревянные службы, притом грот, террасы, оранжереи, решётки и столбы каменные, до 300 саженей длины прудов, три сада, два партера. Также шесть семей карельских крестьян, в которых мужеского пола 16, женского 18 душ" .
Уже после смерти Воронцова усадьбу продали его наследники. Некоторое время она принадлежала разным хозяевам.
В 1803 году участки были куплены обер-гофмаршалом, директором императорских театров Александром Львовичем Нарышкиным. Нарышкины присоединили к своему имению с запада еще один участок, принадлежавший ранее князю Н.Ю.Трубецкому. Пруд этой дачи тоже сохранился.
Свое имение Нарышкин назвал "Бельвю" - "прекрасный вид" по-французски. Огромную территорию в южной части владения превратили в лесопарк - разбили системой параллельных и радиальных просек, соорудили дорожки и водные протоки. Сейчас - это парк Сосновая Поляна. Он сохранил планировочную основу начала XIX века.
В 1820-е годы дела Нарышкиных начали расстраиваться. После смерти А.Л.Нарышкина в 1829 году два западных участка были проданы А.Ф.Веригиной.
Оставшаяся часть была куплена сенатором П.В.Мятлевым и стала называться "Новознаменкой" в память о проданной им усадьбе "Знаменка", которая и сейчас сохраняется между Стрельной и Петергофом. П.В.Мятлев был знаменитым коллекционером. У него была очень богатая картинная галерея. Мятлев умер в 1837 году, не успев закончить постройку «Готического дома» расположенного в двух шагах от дачи Воронцова.
Последующие годы усадьбой владели его сын и внук. В 1866 году на даче Мятлевых отдыхал П.И.Чайковский. Он очень любил этот парк. Здесь он написал симфонию "Зимние грезы". В 1870 году В.Мятлев перенес библиотеку деда в Готический дом, а для размещения его коллекции картин пристроили к основному зданию с востока и запада застекленные веранды. Я бы не сказал, что эти веранды украсили здание. Скорее они его «размазали», отняли задуманную Ринальди стройность, компактность и изящность.
Что было дальше? В 1888 году дачу приобрела казна и передала ее в собственность Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых. В 1892 году - передана городу для устройства Городской больницы-колонии для душевнобольных. Для ее нужд было построено много деревянных и каменных строений и ряд помещений во дворце было, конечно, перестроено. В этом заведении умер писатель Глеб Успенский.
После революции больница была закрыта. В ее зданиях расположилась исправительно-трудовая колония, в церкви имения разместили клуб. Накануне войны там жили работники молочно-огородного совхоза "Пролетарский труд" при Кировском заводе.
Во время войны дворец Воронцова очень пострадал. Там был пожар.
Надо сказать, что дачу Воронцова уже однажды реставрировали в 1950х, а Готический дом увы - нет.
Но на восстановление интерьеров средств отпущено не было, так что даже если зайти внутрь - смотреть там особо не на что. После реконструкции (1957-1960гг) произведение Трезини и Ринальди было передано в распоряжение НИИ «Союзавтоматстрой».
На сегодняшний день, по иронии судьбы, здание дворца имеет адрес: ул. Чекистов дом № 13, в нём разместилась «Санкт-Петербургская международная школа».