Найти в Дзене
Jenny

Искусство пастели. Часть 18

Жан де Самсуа Вода. Портрет графини П.А.Брюс. 1756 г. Прасковья Александровна Брюс (1729 — 1786), урождённая Румянцева, сестра полководца Петра Румянцева-Задунайского, придворная дама Екатерины II (называвшей её Брюсша, Параша, Паранья), была замужем за графом Яковом Александровичем Брюсом.
Жан де Самсуа Вода. Портрет графини П.А.Брюс. 1756 г. Прасковья Александровна Брюс (1729 — 1786), урождённая Румянцева, сестра полководца Петра Румянцева-Задунайского, придворная дама Екатерины II (называвшей её Брюсша, Параша, Паранья), была замужем за графом Яковом Александровичем Брюсом.

Иностранные художники-пастелисты в России XVIII века. Жан де Самсуа (4)

Жан (Франсуа) де Самсуа работал в Санкт-Петербурге в период с 1752 по 1763 год. Сведений о его жизни и творчестве крайне мало, хотя произведения имеются в разных собраниях Европы и России. Неизвестно, откуда он родом и где учился, и даже имя его имеет несколько вариантов написания: «Сомсуа, Сонсуа, Сампсой / Somsois, Samsois». Авторская подпись на миниатюре из собрания ГЭ имеет начертание «Sampsois».

Jean Samsois. Portrait of an unknown man in a light grey caftan
Jean Samsois. Portrait of an unknown man in a light grey caftan

Ж. де Самсуа, сын швейцарского наемника, служившего у французского герцога Жевре, в 1755 году приехал в Санкт-Петербург (согласно другим источникам, в 1751 или 1752 году), где писал портрет императрицы Елизаветы Петровны, затем уехал, чтобы в 1757 году вернуться обратно. Прожив в России шесть лет, Ж. де Самсуа совмещал занятия живописью с деятельностью секретного дипломатического агента. В Санкт-Петербургских ведомостях от 16 июня 1760 года и 1 мая 1761 года опубликованы объявления об отъезде Ж. де Самсуа из Санкт-Петербурга. Таким образом, в 1761 году Ж. де Самсуа еще находился в России. В.Г. Клементьев, изучавший творчество Ж. де Самсуа, предполагает, что художник приезжал еще раз, так как автор публикации нашел запись о выплате в 1780 году «живописцу Самсоу – 750 руб.»

Азия. Портрет княгини М.Я.Грузинской. 1756 г. Мария Яковлевна Грузинская (ок. 1728-1761), урожденная Долгорукая,жена царевича Георгия Вахтанговича Грузинского (1712-1786), сына Вахтанга.
Азия. Портрет княгини М.Я.Грузинской. 1756 г. Мария Яковлевна Грузинская (ок. 1728-1761), урожденная Долгорукая,жена царевича Георгия Вахтанговича Грузинского (1712-1786), сына Вахтанга.

Ж. де Самсуа писал портреты маслом и пастелью, а также миниатюры. На табакерках он изобразил императрицу Елизавету Петровну, великого князя Петра Федоровича, вице-канцлера М.И. Воронцова. Якоб Штелин сообщает:

он «написал уже много портретов знатных придворных с изрядным искусством, но только не с наилучшим рисунком. Выполнил также портрет посла Римской империи графа Эстергази, который особенно хорошо удался ему».

Лето. Портрет Е.С. Куракиной. 1756 г. Елена Степановна Куракина (1735-1768), дочь Степана Федоровича Апраксина, жена князя Бориса Александровича Куракина, фаворитка великого князя Петра.
Лето. Портрет Е.С. Куракиной. 1756 г. Елена Степановна Куракина (1735-1768), дочь Степана Федоровича Апраксина, жена князя Бориса Александровича Куракина, фаворитка великого князя Петра.

В технике пастели Ж. де Самсуа создал 11 портретов придворных дам «в маскарадных костюмах» , которые находятся в Китайском дворце Ораниенбаума с момента их создания. Дамы, изображенные художником, – фрейлины и статс-дамы малого двора, составлявшие в середине XVIII века свиту великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы. Ж. де Самсуа создал аллегорические портреты, изображающие страны света, стихии и времена года – жанр, излюбленный в эпоху рококо. Художник мастерски работал в технике пастели, предпочитая холодную серебристо-голубую гамму, в которую он умело вводил красные и розовые акценты.

Wilhelmina Solms by Jean Samsois. Конец 1750-60-х. Частное собрание, СПб
Wilhelmina Solms by Jean Samsois. Конец 1750-60-х. Частное собрание, СПб

Самсуа писал не только портреты: к празднованию дня рождения Ее Императорского Величества в 1755 г. обер-егермейстер граф Разумовский заказал ему расписать драгоценный веер, на котором было изображено Сарское село и 400 фигур. Самсуа работал над ним несколько месяцев и получил несколько сот рублей. Но вещь имела несчастье попасть в ненадлежащие руки и, как говорит ювелир, написана и исполнена не тем способом, который мог бы выдержать прикосновение рук и складывание. Одним словом, при каждом сгибании краски сыпались, и все произведение погибло... (Записки Я. Штелина об изящных искусствах в России)

Искусство пастели: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17

Подписывайтесь на мой канал и читайте заметки о книгах, фильмах, живописи, реставрации и просто о жизни!