Найти тему
Управление Налогами

АУДИТОР - ДРУГ ИЛИ... ВДРУГ?

С 1 января 2019 года вступил в силу Закон (№231-ФЗ от 29.07.19), в котором предусмотрена возможность налоговых органов запрашивать документы компаний у аудиторов.

Давайте разберемся в рисках подробнее.

Для анализа максимальных рисков будем исходить из того, что большинство Аудиторов беспрекословно будут подчиняться требованиям налоговых органов. Стоит заметить, что такой запрос формирует налоговый орган по месту учета компании, но, на данный момент, его должен подписать Руководитель или заместитель руководителя ФНС, что должно подразумевать «железобетонные» основания инспекции для такого запроса и не обещает их массовости, по началу… Но стоит отметить, что в Проекте Закона рассматривался механизм, аналогичный истребованию документов у контрагентов по встречной проверке. Это дает основания полагать с высокой долей уверенности, что так и будет в скором времени, как только этот механизм «обкатается».

К такому повороту событий стоит готовиться уже сейчас, так как именно сегодняшние документы, переданные вами аудиторам, могут сыграть роль в результатах дальнейших выездных налоговых проверках за эти периоды.

Во-первых, данные запросы возможны: 

ТОЛЬКО в рамках выездной налоговой проверки и контроля цен (трансфертного ценообразования);

И ТОЛЬКО, если эти документы, в рамках этих проверок, предварительно БЫЛИ ИСТРЕБОВАНЫ у компании И НЕ БЫЛИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ.

Так же возможно исполнение запроса компетентных органов иностранного государства.

Здесь необходимо следить за сроками исполнения Требований, чтобы при пограничных (спорных) датах окончания сроков предоставления документов у налоговых органов не появилась возможность использовать это для получения документов (информации) у Аудиторов. Ведь такая ситуация может быть создана «искусственно» именно для получения определённых документов для «туманных» целей…

Во-первых, что бы запросить документы (информацию) необходимо знать, что запрашивать. Для запроса налоговым органам необходимо обязательно указать реквизиты или иные сведения, позволяющие идентифицировать аудиторам запрашиваемые документы (информацию). Как мы все понимаем, к сведениям, относящимся к исчислению и уплате налогов, сборов и страховых взносов, можно «подтянуть» почти любые операции, поэтому необходимо следить за тем, какие документы (информация) и под каким наименованием передаются аудиторам.

Кроме того, стоит подумать передавать ли документы или лучше закрепить рабочие места аудиторов на время проверки в своем офисе?

Такой запрос также исполняется, если это предусмотрено международным договором. При этом у компетентного органа, запросившего информацию, есть «фишка» - возможность скрыть факт запроса и получения таких документов (информации). Это будут единичные случаи, и тут необходимо детально разбираться в рамках какого международного договора пришел запрос (например, в Соглашениях об избежании двойного налогообложения порядок обмена информацией регулируется в статье 26). Это, скорее, возможно только при расследованиях крупных международных экономических преступлений, связанных с махинациями на фондовых рынках, отмыванием денежных средств и тд.

На предоставление аудиторами документов (информации) выделен срок в 10 рабочих дней.

И самое интересное, что при всём при этом Аудитор может и отказать в предоставлении документов. За это ему грозит штраф 10 000 рублей, а вот выемка документов ему не грозит, так как она относится только к объектам выездных налоговых проверок, опять же пока...