Некоторые исследования искали нейрофизиологические маркеры обработки отдельных акустических измерений тембра.
Например, ученые использовали электроэнцефалографию (ЭЭГ) для исследования наличия независимых нейронных сигнатур, связанных с обработкой независимых акустических параметров.
Авторы использовали тщательно контролируемые стимулы для проверки влияния изменений по отдельным измерениям:
- время нарастания;
- спектральный центр тяжести;
- четно-гармоническое ослабление.
Также использовались их комбинации на негативность рассогласования MMN.
MMN - это хорошо известный потенциал, связанный с событиями, который индексирует расхождение между текущим звуком и следами в слуховой сенсорной памяти.
Было проверено, если MMN-результаты получены от стимулов отклонения вдоль одного тембрового измерения, то они суммируются в случае изменений по нескольким измерениям.
Если это подтвердится, это будет означать независимую нейронную обработку отдельных тембральных размеров.
Результаты показали примерное аддитивное поведение, что позволяет говорить о независимой обработке этих измерений, к ним относятся:
- двумерные комбинации времени нарастания;
- четно-гармоническое затухание;
- спектральный центра тяжести.
Однако пара времени нарастания и спектральный центр тяжести дали субадитивные MMN, то есть сумма MMN в ответ на одномерные отклонения была значительно больше, чем MMN, зарегистрированные для двумерных отклонителей.
Эти результаты интригуют, потому что можно было ожидать, что спектральная и временная акустическая информация будет обрабатываться достаточно независимо.
Тем не менее, это исследование представляет собой пример того, как исследования могут начать вызывать нервные реакции на отдельные измерения тембра.
Тембр и нейронная пластичность.
Изменяет ли игра на музыкальном инструменте нейронную обработку основных слуховых атрибутов, таких как тембр?
Растущее количество данных нейровизуализации позволяет предположить утвердительный ответ на этот вопрос.
Используя магнитоэнцефалографию, Пантев, Робертс, Шульц, Энгельен и Росс в 2001 году отметили, что профессиональные трубачи и скрипачи демонстрируют более сильные потенциальные компоненты N1, связанные с событиями, для воспроизведения звука с их собственных инструментов.
N1 индексы ответа предупреждающей нейронной обработки, связанной с обнаружением стимула.
Используя МРТ, Маргулис, Милсна, Уппунда, Париш и Вонг в 2009 году записали гемодинамическую активность профессиональных флейтистов и скрипачей при прослушивании инструментальных звуков.
Они заметили, что левая височная извилина флейтистов имеет более сильную гемодинамическую реакцию на звуки флейты, чем скрипичные, в отличие от скрипачей, которые более активно реагируют на звуки скрипки.
Этот эффект взаимодействия между группой участников и тип стимула дает дополнительные доказательства того, что экспертиза конкретного музыкального инструмента изменяет корковую обработку тембра.
Недавние результаты даже показали, что обучение и опыт не только влияют на активность коры головного мозга, но модулируют даже "низкого уровня обработки".
Стволовые записи пианистов более тесно коррелируют с амплитудными конвертами оригинальных фортепианных звуков, чем записи музыкантов, не имеющих большого опыта игры на фортепиано.
В то же время не было никакой разницы между группами участников по звукам из тубы и фагота.
В целом, это дает сходящиеся доказательства того, что базовая нейронная схема адаптируется, чтобы облегчить обработку знакомых тембров.
Задача будущих исследований будет заключаться в более тесной увязке исследований нейронной обработки с их перцептивными последствиями - насколько известно, пока не существует опубликованных данных, демонстрирующих аналогичный эффект специфического инструментального опыта в задачах восприятия поведенческих тембров.
Заключительные замечания.
Музыкальный тембр - это сочетание непрерывных перцептивных измерений и дискретных особенностей, к которым слушатели проявляют дифференцированную чувствительность.
Непрерывные размеры часто имеют поддающиеся количественной оценке акустические корреляции.
Эта структура восприятия представлена в тембровом пространстве, мощной психологической модели, которая позволяет делать прогнозы о тембровом восприятии в ситуациях как внутри, так и за пределами тех, которые используются для получения модели на основе рейтингов расхождений.
Например, межстрочные интервалы можно рассматривать как векторы в пространстве общих размеров.
Тембровое пространство также делает, по крайней мере, качественные прогнозы о величине тембровых различий, которые спровоцируют сегрегацию слуховых потоков.
Чем дальше друг от друга находятся тембры в пространстве, тем выше вероятность того, что разыгранные с ними чередующиеся последовательности тонов образуют отдельные потоки, что позволяет независимо воспринимать и распознавать составляющие последовательности.
Формализация звуковых дескрипторов для количественного отражения акустических свойств, которые порождают многие аспекты тембрового восприятия, начинает предоставлять важный набор инструментов, которые приносят пользу в нескольких областях, включая использование метаданных на основе сигнала, связанных с тембром, которые могут быть использованы в автоматическом распознавании и категоризации инструментов, поиск по содержанию в очень больших базах данных звука и музыки и многих других областях музыкального поиска информации и музыкального машинного обучения.
Эти дескрипторы, особенно меняющиеся во времени, оказываются полезными в среде автоматизированной оркестровки, в которой задача исследования заключается в прогнозировании перцептивных результатов инструментальных комбинаций и секвенсирования для достижения цели, поставленной композитором, аранжировщиком или звуковиком.
Продолжение в следующей статье...
Благодарю за проявленный интерес к моим материалам!
Оставляю ссылку на предыдущую статью: https://zen.yandex.ru/media/id/5dc9a91568e68b209078723b/izuchenie-tembrovoi-grammatiki-i-nevrologicheskih-reakci-mozga-5de82758e4fff000adb6547f