Найти тему

Неуверенные дети. Причина №2

Оглавление

В прошлой статье мы говорили, что ради уверенности ребенка в своих силах можно пожертвовать многими вещами. Даже отказаться от сросшегося с понятием школы шаблонного метода "обучения".

Вторая, но такая же главная

“Вторая главная” причина, по которой дети теряют уверенность, обучаясь в школе, это оценивание. И она неразрывна с "Причиной №1".

Не буду мудрствовать, лучше опять покажу суть на примерах.

Разница - в оценке

Вот старый, но яркий пример: доска над пропастью.

Почему по одной и той же доске -

  • лежащей на земле и
  • поднятой над землей

идти то легко, а то практически невозможно?

Разница в оценивании.

Мы оцениваем последствия и действуем по-разному - в зависимости от сделанной оценки. Большинство из нас просто откажется бродить по доске над бездной.

Хотя я один раз попробовал … 20 лет назад рядом с Шаолинем
Хотя я один раз попробовал … 20 лет назад рядом с Шаолинем

На велосипеде на оценку

Вы не пробовали научиться кататься на велосипеде под аккомпанемент “учителя”? Когда за каждым вихлянием из стороны в сторону следует очередная плохая оценка? А за неудачным соскоком с велосипеда - вызов родителей на велосипедную площадку?

Лучше и не пробуйте. Даже если уже умеете кататься - разучитесь. (Не шутка: вспомните притчу про "многоножку").

Фото из моего архива
Фото из моего архива

Естественное обучение - единственно возможное

Я сторонник идеи, что обучение - это естественный процесс. Ведь наука пока не научилась изменять природу человека?

Для нас естественно учиться на обратной связи от окружения, ориентируясь на результат. А не на то, что сказал сосед по пещере.

Это встроено в наш костный мозг.

Через рассуждения на тему: “Хорошие мальчики и девочки должны учиться на “хорошо” и “отлично” - не добраться до мозга костей. Это сокрыто очень глубоко и происходит автоматически.

Как, например, пищеварение.

Я понял бы еще учителей математики ... Но удивительно, что этого не понимает и большинство учителей биологии, проставляющих оценки за ответы по эволюционной теории.

Обучение через внешнее оценивание - не “хорошее” и не "плохое”. Оно неестественное. Оно не встроено в генетические программы, в костный мозг, в мозжечок. Никуда не встроено.
Поэтому оценивание не помогает, а вредит обучению.

Ведь малых детей так, кажется, и не учат? Иначе бы они не то, что разговаривать - ходить не научились бы!

(За исключением тех, которых водят на кружки ускоренного развития ))

В примере с доской оценивание показывает значимость (опасность) реально происходящего. И мы понимаем: шалить на канате над пропастью - неразумно.

Школьное оценивание сверх меры повышает значимость того, что не существует, а посему - не рационально. Проще сказать - безумно.

И глубокая природа человека на это реагирует. Отрицанием, подавлением, отказом. А позже - потерей самоопределения, уверенности в себе.

Этих двух экспериментов - с доской и велосипедом - на мой взгляд, достаточно, чтобы ухватить смысл.

И, конечно же, я не обвиняю конкретных учителей: они - часть системы и вынуждены “ставить оценки.” А там, где оценки отменили (в первом классе) - раздавать “хорошие” и “плохие” смайлики за ответы (((

Мои статьи для тех, кто уже понимает. И кому не хватает совсем немного, чтобы поднять обучение своих детей на новый уровень. На домашнем ли образовании или в порядке помощи школьным методистам ))

“Понимаю” - лайк. “Не понимаю” - подписка, чтобы понять ))

Предыдущая статья здесь.