В прошлой статье мы говорили, что ради уверенности ребенка в своих силах можно пожертвовать многими вещами. Даже отказаться от сросшегося с понятием школы шаблонного метода "обучения".
Вторая, но такая же главная
“Вторая главная” причина, по которой дети теряют уверенность, обучаясь в школе, это оценивание. И она неразрывна с "Причиной №1".
Не буду мудрствовать, лучше опять покажу суть на примерах.
Разница - в оценке
Вот старый, но яркий пример: доска над пропастью.
Почему по одной и той же доске -
- лежащей на земле и
- поднятой над землей
идти то легко, а то практически невозможно?
Разница в оценивании.
Мы оцениваем последствия и действуем по-разному - в зависимости от сделанной оценки. Большинство из нас просто откажется бродить по доске над бездной.
На велосипеде на оценку
Вы не пробовали научиться кататься на велосипеде под аккомпанемент “учителя”? Когда за каждым вихлянием из стороны в сторону следует очередная плохая оценка? А за неудачным соскоком с велосипеда - вызов родителей на велосипедную площадку?
Лучше и не пробуйте. Даже если уже умеете кататься - разучитесь. (Не шутка: вспомните притчу про "многоножку").
Естественное обучение - единственно возможное
Я сторонник идеи, что обучение - это естественный процесс. Ведь наука пока не научилась изменять природу человека?
Для нас естественно учиться на обратной связи от окружения, ориентируясь на результат. А не на то, что сказал сосед по пещере.
Это встроено в наш костный мозг.
Через рассуждения на тему: “Хорошие мальчики и девочки должны учиться на “хорошо” и “отлично” - не добраться до мозга костей. Это сокрыто очень глубоко и происходит автоматически.
Как, например, пищеварение.
Я понял бы еще учителей математики ... Но удивительно, что этого не понимает и большинство учителей биологии, проставляющих оценки за ответы по эволюционной теории.
Обучение через внешнее оценивание - не “хорошее” и не "плохое”. Оно неестественное. Оно не встроено в генетические программы, в костный мозг, в мозжечок. Никуда не встроено.
Поэтому оценивание не помогает, а вредит обучению.
Ведь малых детей так, кажется, и не учат? Иначе бы они не то, что разговаривать - ходить не научились бы!
(За исключением тех, которых водят на кружки ускоренного развития ))
В примере с доской оценивание показывает значимость (опасность) реально происходящего. И мы понимаем: шалить на канате над пропастью - неразумно.
Школьное оценивание сверх меры повышает значимость того, что не существует, а посему - не рационально. Проще сказать - безумно.
И глубокая природа человека на это реагирует. Отрицанием, подавлением, отказом. А позже - потерей самоопределения, уверенности в себе.
Этих двух экспериментов - с доской и велосипедом - на мой взгляд, достаточно, чтобы ухватить смысл.
И, конечно же, я не обвиняю конкретных учителей: они - часть системы и вынуждены “ставить оценки.” А там, где оценки отменили (в первом классе) - раздавать “хорошие” и “плохие” смайлики за ответы (((
Мои статьи для тех, кто уже понимает. И кому не хватает совсем немного, чтобы поднять обучение своих детей на новый уровень. На домашнем ли образовании или в порядке помощи школьным методистам ))
“Понимаю” - лайк. “Не понимаю” - подписка, чтобы понять ))
Предыдущая статья здесь.