Завершающийся 2019 год прошел под знаком подготовки к запуску серийного производства нового поколения камских грузовиков К5.
Если взглянуть на КАМАЗ-54901 с глобальных позиций авторынка, то факт того, что в производственной гамме отечественного автогиганта появится продукт, технологический уровень которого сопоставим с нынешним модельным рядом большой европейской «семёрки» не может не вызывать позитива и даже гордости. Посмотрим на новый грузовик с иных позиций.
Как известно, в мае был открыт завод по производству каркаса кабин нового поколения. Отметим, что новая кабина – важнейшая деталь имиджа грузовика. Ведь проблема кабины КАМАЗа всем хорошо известна.
Итак, новая кабина «плод» совместной работы завода КАМАЗ и немецкого автопроизводителя Daimler AG. Индекс каркаса – SFTP (как у четвёртого поколения Actros). Его изготовляют на выше упомянутом предприятии, которое расположилось на территории ПАО «КАМАЗ».
После сварки и окраски основа кабины будущего грузовика обретает комплект наружных панелей и интерьер, определяющий облик или КАМАЗа новейшего поколения К5, или Mercedes-Benz Actros MP4.
Семейство кабин для автомобилей поколения К5 включает 7 вариантов: короткая F1A с высоким тоннелем и F1S с низким тоннелем, длинная F1D с высоким тоннелем и F1T с низким тоннелем; высокая F1E с высоким тоннелем и F1I с низким тоннелем и, наконец, премиальная сверхвысокая F1H с низким тоннелем для магистральных тягачей.
Но кабина, хотя и отдельная «песня», лишь составная часть нового отечественного грузовика.
В создании мощностей для новых продуктов и внедрении прогрессивных технологий изготовления автомобиля и его компонентов задействованы все основные производства. Масштабные изменения коснулись прессово-рамного завода камского автогиганта. Например, запущена новая линия по производству топливных баков с роботизированными ячейками. Завершен проект по окраске рамы вторым слоем. Модернизирована линия нанесения порошкового покрытия на ресиверы. Также начался перевод на порошок 4-й линии окраски цеха окраски №1 для деталей шасси.
В связи с началом производства нового поколения грузовика предстоит концептуально изменить технологию сборки рам, демонтировать старую линию, и иначе выстроить поток на новой линии: «изготовление деталей рамы – окраска – сборка», чтобы избежать непрокрасов между деталями.
А на высвобожденных площадях планируется реализовать новый перспективный проект «Компас» – сборку лёгких развозных грузовиков.
Заметные изменения происходят и на заводе двигателей. Напомним, что на новое поколение КАМАЗов будет устанавливаться длинноходный турбодизель КАМАЗ-910.12-450. Это тоже «плод» сотрудничества камского автогиганта с германо-швейцарским концерном Liebherr. За основу был взят двигатель Liebherr 946, выпускаемый с 2012 года. Конструкция двигателя во многом схожа с решениями других европейских производителей. Компоновка – 6 цилиндров в ряд, раздельные ГБЦ с 4 клапанами на цилиндр, привод ГРМ – шестернями со стороны маховика. Размерность ЦПГ – 130х150 мм, рабочий объём – 11 946 cм3. У двигателя чугунный блок цилиндров, «мокрые» гильзы, система питания с топливной рампой Common Rail. Диапазон настроек мощности от 380 до 550 л. с., показатели максимального крутящего момента 1700–2540 Н.м.
На всех технологических потоках производства рядных двигателей Р6 для грузовиков поколения К5 особое внимание уделяется обеспечению стабильного качества и внедрению методов статистического управления процессами.
В уходящем 2019 году запущена линия обработки коленвала, токарное, зубофрезерное оборудование. Кроме того, в рамках цифровизации начали подключать оборудование в 119-м и в 201-м цехах, чтобы отслеживать состояние станков, их загрузку. Существует новый совместный проект автосборочного завода и завода двигателей по увеличению мощностей передних осей для нового поколения автомобилей КАМАЗ, который предусматривает также освоение производства ступичного узла с необслуживаемым подшипником. С его внедрением автомобилю гарантирован пробег 1,2 млн км без ТО-2.
Кузнечный завод освоил изготовление новой, усиленной балки передней оси для перспективных автомобилей КАМАЗ. Здесь тоже появится роботизированная ячейка: закупается специальный станок по обработке балки передней оси, оборудование для ступицы, кулака, моечной установки.
Сегодня предприятие «КАМАЗ» отличается от других российских предприятий высоким уровнем цифровизации процессов, что касается разных векторов работы компании. Если говорить о технологическом центре (ТЦ), то одним из успешных проектов, реализованным совместно с компанией Siemens, можно считать систему по планированию, контролю и проведению технологической подготовки производства. Она встроена в TeamCentre, найдено цельное решение: конструкторы проектируют, технологи планируют – сразу идёт оцифровывание процессов. Привязка к каждому извещению позволяет контролировать, отслеживать ситуацию по каждому автомобилю.
Подготовка к выпуску принципиально нового поколения камских грузовиков завершается, осталось немного подождать, когда начнется серийное производство самого передового и продвинутого семейства отечественных грузовиков.