20.10.2019 Пролог. Доханский хамам
Ранним – ранним утром в воскресенье самолет Катарских авиалиний с нами на борту благополучно приземлился в Дохе.
Паспортный контроль мы прошли без приключений, затем также без приключений обменяли 100 долларов в аэропорту и вышли в город искать транспорт до центра. Центром для меня был Музей исламского искусства. Искомый автобус сыскался быстро (за счастливым номером 777), который за 20 риалом закинул нас поближе к музею.
Время было слишком ранее и на Аль Корниш встречались только сумасшедшие, который совершали утренние пробежки и подобные моционы.
Особо делать было нечего, мы разузнали, как работает музей, выяснили, что в такую рань на национальных лодочках под названием доу по Персидсткому заливу еще не прокатиться с ветерком, и стало нам грусновато и голодно. Но тут на набережной появилась европейского вида девица, которая сообщила нам, что рынок сук Вакиф открывается в 7-30 утра и мы поспешили туда.
Откровенно говоря, Доха совершенно не предназначена для пеших прогулок, нет нормальных переходов, движение сумасшедшие, тротуары очень условны, но мы сумели добраться до рынка.
Там начиналось некоторое шебуршение: открывались лавки со специями, из пекарен вкусно пахло свежеиспеченным хлебом, захватывающе пахли специи. Торговцы выставляли на улицу клетки с разнообразными птичками, начиная с канареек и заканчивая соколами.
Место колоритнейшее, хотя и понятно, что аттракцион. Из парфюмерных лавок тяжело пахло восточными ароматами, на витрины выставлялись кальяны, всевозможная хозяйственная посуда порой самых невероятных размеров, не отставали сувенирщики и продавцы одежды. Интересно было бродить средь рядов и наблюдать все это. Какие все-таки разные потребности у людей: кому-то в пустыне нужна канарейка и кальян, кому-то халат из верблюжьей шерсти, кому-то парфюм. И, судя по тому, что это продается, значит в сверхсовременной Дохе это и покупается.
Мы засели в какой-то ресторанчик для местных (рестораны для самых-самых местных и туристов пока только готовились и пустовали за неимением последних) и нам подали вкуснейший традиционных арабский завтрак: фалафель, хумус, табуле и что-то еще, что идентифицировать я не смогла. Было ужасно вкусно.
Из соседней пекарни ежеминутно выносили огромные плоские круги ароматного хлеба разносчики в традиционных одеждах, а за завтраком нас развлекали ресторанные кошка и котенок, которые клянчили еду. Нами они были не слишком довольны, так как ничего мясного в нашем меню не было.
Лакернув это дело чаем с незнакомыми мне пряностями (возможно, что и знакомыми, только композицию я эту не узнала, просто наслаждалась) мы двинулись в рыночные переулки наблюдать за «аутентичным» восточным базаром. Некоторые вещи мне очень хотелось прихватить с собой, но не позволял ни бюджет, ни маршрут нашего путешествия.
Внезапно, когда мы выходили на широкий торговый проспект, Костя закричал: «Ира, иди сюда скорее, смотри!» Было на что. На превосходных арабских скакунах по улице важно и до крайности вальяжно шествовали три наездника в традиционной одежде и при портупее. Три совершенных восточных красавца, принцы из «1001 ночи». У меня аж дыхание перехватило, и я сфотала их издалека. Костя в этом смысле не стеснялся ни минуты и сфотал эту группу восточных товарищей прямо в фас. Мне казалось, что они сейчас достанут свои сабли и Костю в капусту изрубят за неуважение к чему угодно (с исламом всегда такая проблема, никогда нет уверенности в том, что может вызвать неуважение), но обошлось. Они сделали вид, что не заметили фотографов, хотя точно видели, что я их фотала, но ни у одного ни мускул на лице не дрогнул.
Снова вышли на набережную Аль Корниш и тут арабские приключения вновь захватили нас.
Какой-то ушлый индиец в одну секунду снарядил нас на прокатушки на доу по Персидскому заливу за 130 риалов туда и обратно. Запихнул нас в свое небольшенькое судёнышко, врубил песен из болливудских фильмов, и мы помчались на другую сторону залива Дохи навстречу небоскребам.
Прогулка получилась невероятно веселой, чему способствовали космические виды доханских небоскребов, а сюра добавлял сам капитан и его музычка. Хитом программы была нетленка под названием I Am In Love With Your Body. У Кости не сходила придурковатая улыбка с лица, а я не могла удержаться от пританцовки под этот шедевр индийского музыкального творчества.
Распрощались с веселым капитаном.
И двинули в Музей исламского искусства. Он монументален.
Билет стоит 50 риалов. Мы сначала надолго зависли в кафетерии с наслаждением попивая кокосовое молоко и поедая фруктовую нарезку (за спекулятивно большие деньги). Затем пошли осматривать экспозицию. Катар едва-ли может похвастаться культурными традициями, не говоря уж о каких-то там древних. Поэтому натащили они туда всего, что плохо лежало, со всего Ближнего Востока и Индии. Все равно было интересно. В залах темно, подсвечивались только экспонаты, защитных стекол не видно, все очень хотелось потрогать, но мы пребольно расплачивались за это немузейное желание неожиданными столкновениями с толстенным стеклом. Но сигнализация не срабатывала, видимо, так и было задумано.
Время шло к обеду, в музее был ресторан, но, вспомнив кафетеришные цены, отказались от этой идеи. Пошли в кафешку на берегу. Там было живописно. Сидели неместные местные (т.е. те, кто приехал в Катар на заработки), курили кальяны, болтали, пили 5731-ую чашку чая, а группа товарищей азартно резалась в карты. Причем одного особо проигравшегося и по этому поводу громко возмущавшегося игрока успокаивали всем миром, включая официантов, которые по этому поводу бросили обслуживать клиентов, т.к. те тоже успокаивали несчастного. Заменили колоды и сдающего, и игра продолжилась. Игру не идентифицировали. Колода 52 карты, четыре игрока. Непонятно, что это. Под этот весёлый гомон мы радостно сгрызли по восточной разновидности бургера и запили это дело молочными коктейлями (превосходными, кстати говоря).
Попросили официанта вызвать нам такси в аэропорт, он сказал, что надо просто выйти на улицу и мы найдем машину за 3 минуты. Но тут проигравшийся игрок кому-то позвонил и сказал нам не уходить, такси уже едет. У человека горе, но он все-таки понял, что у нас проблема нешуточная и решил ее. Восток! Восторг!
Дорога в аэропорт была проста, быстра и дешева (20 риалов, как и автобус от аэропорта до центра). Нам оставалось только дождаться нашего рейса. А дальше дело техники.
Мы здорово провели время – ретроспективно я это понимаю. Все портил один момент – погодные условия и вытекающие отсюда последствия. Мы прилетели в Доху в пять утра и когда вышли на из помещения, то поняли, что это лютый (как говорит моя коллега Ирина) трындец.
Казалось бы, пять утра, утренняя прохлада, легкий бриз с моря…. Нет. Ничего этого не было. Совсем. От слова абсолютно. Была зверская жара, духота и влажность. Я мгновенно покрылась слоем влаги. Потом я это назвать не могу, было что-то еще. На мне была очень свободная льняная одежда (с некоторой данью местным традициям, но все же натуральный лен), но ощущение было такое, что я внутри раскаленного синтетического мешка. О том, чтобы распустить волосы, речи не шло. Равно как и о том, чтобы одеть солнцезащитные очки. Мои глаза мгновенно бы разъел пот. Это просто преисподняя.
От Персидского залива, на котором не бывает штормов и волнений, не было ни дуновения. А когда начался день, то, несмотря на то, что все было в некоторой дымке и время от времени солнце закрывали облачка, разверзся ад. Несколько раз я ловила себя на мысли, что сознание уплывало, речь и мысли путались. Я понимаю турок, которые ушли оттуда. Да ну к черту все это, еще за эту землю и воевать…. Я понимаю англичан, которые ушли оттуда, не смотря на нефть и газ. Да ну к черту, жизнь дороже… Совершенно непонятно, как там работают строители, дворники, озеленители, и все те, чья трудовая деятельность происходит не в помещении. Поэтому я так рано сбежала в аэропорт. Причем добрый водитель говорил, что сейчас самое благоприятное по погоде время года. К черту! Я люблю Таймыр! До еще и Большой брат в лице эмира Катара повсюду смотрит на тебя.
В таких условиях жизненно необходима питьевая вод, природных источников которой на территории Катара нет. Итак, вода. На рынке сук Вакиф в забегаловках для своих она стоит 1 риал за бутылку в 330мл. В кафетерии Музея Исламского искусства она стоит 10 риалов, хотя есть вариант купить в музее воду за 1 риал. В автомате, в аудиториуме. В аэропорту Дохи она стоит 16 риалов. Лютый трындец имени Ирины. В результате за 22 риала (почти 7 долларов США) я купила в дьюти фри 1,5 литра воды Еvian . Это дороже, чем стоила моя поездка на такси в аэропорт! В аэропорту есть бесплатные фонтанчики, но, похоже, вода там опресненная, утолить жажду ей невозможно. Тоньше Востока только Ближний Восток.