Найти тему
Философия и наука

Что такое "номадизм"?

Номадизм – это кочевничество. Номады – это общества, базирующиеся на специфическом скотоводческом хозяйстве, с консервативной идеологией, которая оказывает существенное влияние на их социальное и политическое развитие.

Можно выделить следующие особенности номадных обществ. В номадных обществах скотоводство является преобладающим типом хозяйства, развитие хозяйства носит экстенсивный характер, с особенностями развития хозяйства связана периодическая подвижность, в перекочевках участвует большая часть населения, экономика носит натуральный характер (но не автаркичный).

В 1920-е гг. исследовательская «группа ИКС» (исследователи кочевого скотоводства; в группу входили такие археологи и зоологи как: В. Гольмстен, М. Грязнов, А. Сосновский, М. Артамонов, Е. Боголюбский) приходит к убеждению, что в Евразийских степях до появления кочевничества повсеместно господствовало оседлое комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Номады отделились от земледельцев и заняли особую хозяйственно-экологическую нишу.

А. Тойнби в своей книге «A study of History» (1934 г.) писал:

«Номадизм возник как «ответ» на «вызов» природы – произошла аридизация степи и в зонах, где невозможно было земледелие, появилось скотоводство».

Переход к номадизму мог осуществляться по нескольким «сценариям». Где-то переход от комплексного хозяйства происходил быстро, в течение жизни 1 – 2 поколений. К номадизму переходили крупными коллективами или родами, т.е. происходило разделение труда между обществами (это прослеживается на материале эпохи бронзы и раннего железного века северного Причерноморья и западной Сибири).

В других местах отделение от земледельцев шло постепенно, внутри родов и племен кочевыми становились отдельные семьи, т.е. разделение труда происходило внутри коллективов (тот же период, Средняя Азия).

Ученые выделяют множество различных форм скотоводческих хозяйств и обществ. Л.Н. Гумилев выделял: 1) сезонное меридиональное кочевание, 2) сезонное высотное или яйлажное кочевание, 3) круглогодичное таборное кочевание.

С.А. Плетнева: 1) таборный способ кочевания (союзы племен), 2) полукочевой - раннеклассовый, 3) тенденция к оседлости – эпоха создания империй – каганатов.

С.Е. Талыбеков: 1) полное кочевание с отсутствием земледелия, 2) полукочевники с постоянными зимниками и заготовкой кормов на зиму, 3) полукочевники с параллельным развитием земледелия и оседлости.

В.А. Курылев: 1) круглогодичное скотоводство с содержанием скота на подножном корму, 2) полукочевничество со стойловым содержанием части скота и сенокошением, 3) оседлый отгонно-стойловый характер скотоводческого хозяйства.

А.М. Хазанов: 1) все население кочует без стабильных маршрутов, 2) все население кочует по относительно неустойчивым меридиональным маршрутам, 3) все население кочует, но имеет постоянные зимники, 4) большинство населения кочует, возвращаясь к постоянным зимникам, есть дополнительные хозяйственные занятия, промыслы, 5) часть населения кочует, другая часть – оседлые земледельцы.

К.П. Калиновская и Г.Е. Марков: 1) оседлый тип скотоводства (государства земледельческих народов), 2) подвижный тип скотоводства (семьи, соседские общины, мигрирующие народы), 3) номадный (племенная организация).

Типы кочевого скотоводства. А.М. Хазанов выделял следующие типы номадизма: 1) северо-евразийский (тундровые оленеводы), 2) евразийский степной (номады-скотоводы).

По своему составу стада у номадов могут быть мульти и моноспециализированные. Это во многом зависит от природных условий. Для кочевания в разных зонах нужно разное и разнообразное количество скота, людей не менее 5 человек, а животных – эквивалентно 25 лошадям (1 лошадь – 5 голов крупнорогатого скота, 6 голов мелкорогатого) по 1 верховому животному на каждого взрослого члена семьи.

Социальная организация номадов – родоплеменная позднепервобытная (род – религиозная экзогамная группа, племя – политическая, военная организация). В номадных обществах очень консервативная идеология. Общество мыслит себя как большую семью. Каждый кочевник – воин. В обществе легко выстраивались отношения воинского соподчинения – вассалитета, развивались военно-ленные отношения, напоминающие феодализм.

При номадизме существуют два источника социальной дифференциации: 1) частная собственность на скот, 2) руководящая позиция в политической организации.

При взаимодействии с внешним миром кочевники могут прийти к оседлости (сединтаризация – оседание кочевников), кочевники могут покорять своих соседей, подчиняться им, вести мирные отношения в виде торговли и торгового посредничества.

Государственность у номадов в полном смысле невозможна. Аппарат принуждения, налоги, четкая территория, регулярная армия, развитая бюрократия, - все это требует оседлости. Возникновение государств у кочевников, как правило, связано с завоеванием оседлых и установлением власти собственной династии или с оседанием.

Если вам интересна философия, её история и связь с современной наукой, применение философии на практике в жизни, если вы хотите по-настоящему глубоко начать разбираться в философии и по-другому посмотреть на мир и своё место в нем, тогда приглашаю вас посетить мой телеграм-канал, в котором, я уверен, каждый найдет что-то интересное, полезное и важное для себя.

А здесь я выкладываю абсолютно эксклюзивный научно-философский контент, которого нет больше нигде в Интернете.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц