ОАО «РЖД», Трансмашхолдинг и ГК «Росатом» подписали соглашение о применении поездов на водородной тяге. Перспективы водородного топлива на сегодняшний день не столь ясны, но его идея хорошо укладывается в глобальную энергетическую политику. Такое топливо не оставляет серьезного углеродного следа, сравнительно экологично и безопасно. Попробуем разобраться, какие существуют риски и выгоды в использовании водородной тяги.
В странах Европы водородное топливо используется не в силу его эффективности, а в силу общего тренда по регулированию климатической политики. Понятно, что освоить государственные льготы и различные гранты в рамках мер поддержки новой климатической политики – святое дело. На фоне ужесточения регулирования углеродного следа любые попытки использования традиционных ресурсов в качестве топлива – дело неблагодарное. Поэтому ясно, что применять водородное топливо будут, пока это выгоднее и приятнее (в том числе и репутационно).
Однако у медали есть и обратная сторона. В данном случае она заключается в государственном регулировании – как только государство ослабляет поводья, пользователи возвращаются к проверенным ресурсам. Дизель и бензин снова становятся важными источниками, и с этим ничего не поделаешь – только ввод преференций и штрафов позволяет как-то регулировать ситуацию. Суть в том, что людям так и не могут объяснить, есть ли выгода в водородном топливе лично для них. Если не могут – значит, к этому есть серьезные вопросы. Например, те же эксплуатанты локомотивов не слишком заинтересованы в переходе с дизельной на электрическую или газовую тягу. Все относятся к таким экспериментам с долей настороженности.
Трансмашхолдинг заключает контракты на водородные поезда с понятной целью – чем ближе к практикам лидеров мирового рынка, тем ближе к экспансии этого мирового рынка, к новым преференциям и возможностям. Вопрос только в одном – будет ли эта технология хороша для России? Будут ли новые поезда дешевле, быстрее, эффективнее, наконец, перестанут ли они хотя бы так чадить? Можно надеяться на то, что чада станет меньше – но по всему остальному есть те же смутные сомнения. Не пора бы в таком случае их разрешить?
Впрочем, все российские инициативы такого рода пока находятся в проектном состоянии. Мы смотрим на мировой опыт, на канадский Bombardier, который внедряет у себя разработки канадских же производителей топливных элементов. Поскольку водородные технологии используются в космической сфере, Россия может интегрировать наработки из одной сферы в другую. Но для распространения такой практики – как, впрочем, и для всего остального – нужно государственное финансирование.
Каковы ваши оценки введения поездов на водородной тяге в эксплуатацию? Своим мнением вы можете поделиться в комментариях!