Найти в Дзене

6 главных причин, которые мешают вам выйти из операционки

Оглавление

Когда я начинал свой первый бизнес, я мечтал о свободе. Но когда мой рабочий день вне офиса перевалил за 10 часов в сутки, я понял — что-то пошло не так. За несколько лет изнурительного труда я перегорал несколько раз и посылал все к чертям. Пока однажды не понял 6 главных причин, которые удерживали меня в состоянии вечного стресса.

Есть всего 6 причин, которые мешают выйти из операционки. Они останавливают от делегирования, удерживают внимание на самых мелких задачах, создают стресс, лишают сна. И большая часть этих причин находится в голове. И сегодня я перечислю их все.

Оглавление

Дофаминовая зависимость

Есть такой нейромедиатор — дофамин. Он создает неконтролируемое «прилипание» к какому-то действию, если действие приносит быстрый положительный результат (за нескольких секунд).

Начали пить воду в жаркий день, почувствовали удовлетворение жажды с первым глотком — получили дозу дофамина. Теперь вас не оторвать от стакана, пока вы не напьетесь.

Сели за компьютерную игрушку, нажали на джойстик, тут же получили результат — где-то что-то ухнуло. Вы тут же «залипаете» на этой игрушке, вас сложно оттащить.

Если часто получать мелкие быстрые результаты от каких-то технологий, то возникает т.н. дофаминовая зависимость. К примеру, программист уже не может оторваться от кода, делает изменения, тут же «ловит» результат, получает дофамин. Он ест у компьютера, спит за столом, сидит с кофе ночами, обрастает бородой. Он уже не может выйти из рутины программирования.

К сожалению, точно такой же механизм психики задействован, когда инфопредприниматели играют в свои конструкторы — чат-боты, новые сервисы рассылок, плагины на сайтах и т.д.

Начинаешь тестировать технологии — быстро получаешь результат. И тут же возникает непреодолимое стремление потестировать еще, покопаться с настройками, поделиться инсайтами. А технологий появляется все больше и больше. В итоге, происходит утопание в технологической рутине. Выйти из операционки становится сложно уже чисто биологически.

Бизнес тут скорее выступает как оправдание, мол «это же важно, это же для продаж». Но на самом деле, это форма зависимости, которая заставляет глаза гореть, а мозг не спать ночами.

Как выйти из операционки в этом случае? Надо ограничить выброс дофамина:

  • Перестать осваивать новые технологии самому, отдать их на откуп специально обученным специалистам;
  • Еще лучше — остановиться на определенной комбинации знакомых ИТ сервисов и не гнаться за новыми;
  • Перестать вестись на возгласы коллег «смотри какой прикольный чат-бот я нашел вчера».
  • Чаще читать книги, воздержаться от просмотра соц. сетей (они также стимулируют дофамин), гулять и смотреть на лица людей.

Стремление доказать

Часто бизнес строится, как средство доказать что-то кому-то. Например, молодой предприниматель пытается доказать родителям (миру, коллегам), что он крутой, он достойный.

В этой схеме предполагается, что без бизнеса он как бы никто, недостойный внимания, любви, признания. И тогда открывается огромное стремление порвать себя на британский флаг, чтобы показать «вот видите, как я стараюсь, какие цели себе ставлю, как я торжественно преодолеваю препятствия, вот мой отчет по целям за год — смотрите, восхищайтесь, вы мои зрители».

Стремление к напряжению блокирует любые попытки выйти из операционки. Ведь без этого надрыва, без ожесточенного преодоления препятствий зрители не оценят заслуг. Как итог — вместо свободы предприниматель получает вечный бег с препятствиями.

Лучший способ выйти из операционки в этом случае — это работа с собственной самооценкой:

  • Перестать себя сравнивать с другими и следить за чужими (обычно показными) успехами;
  • Окружить себя друзьями, которые видят в вас не только предпринимателя, а ценят другие качества;
  • Завести хобби, развиваться в нем, начать приобретать профессионализм и признание в этой новой области.

Привычка к гиперконтролю и синдром спасателя

Казалось бы, самый простой способ выйти из операционки — это делегировать свои мелкие задачи. Но многих останавливают мысли:

  • Другие не смогут так хорошо, как я;
  • Если передам дела другому, то он все испортит и т.д.

Это ограничивающие убеждения. В реальности вас останавливает кое-что другое. В своей статье о гиперконтроле я подробно описал этот механизм.

Его суть такова, что вы проецируете на собственный бизнес образ родителей, которых обязательно надо спасать. И далее вы запускаете непрерывный акт спасения. А это предполагает постоянную борьбу с препятствиями.

Как выйти из операционки, если вас что-то останавливает от делегирования задач? Тут уже нужна работа с ограничивающими убеждениями предпринимателя. Я создал специальный тренинг на эту тему, он может вас заинтересовать.

Область снятия стресса и ухода от проблем

Часто бизнес используется как область снятия стресса. Если у человека проблемы в личном, проблемы с социализацией, с внутренними границами, со здоровьем, то у него скапливается стресс, с которым он не знает как справиться.

Можно пойти побить грушу, а можно и пару ночей посидеть над запуском нового онлайн-курса, чем не разрядка? И если причина стресса не устранена, то бизнес становится эдаким громоотводом.

Предприниматель неосознанно уходит от реальных проблем в жизни в самую гущу задач. Он даже не делает серьезных попыток выйти из операционки. Это своеобразный защитный механизм психики. Хотя сознание говорит: «хочу выйти из операционки, как меня все это достало!»

Обернитесь вокруг. Если вы видите, что в вашей личной жизни есть явные зоны провала, на которые совсем не хочется лишний раз заострять внимание, скорее всего, это ваш случай.

Как выйти из операционки в этом случае? Надо решать реальные задачи в реальной жизни — в личной, со здоровьем, в отношениях с родителями и т.д. Здесь может понадобится помощь психолога или врача. Это долгая и непростая работа, зато потом как награда — снятие стресса и автоматический выход из операционки.

Схема привлечения клиентов, которая требует вашего постоянного участия

Иногда предприниматели изначально строят маркетинговые схемы, которые хороши для быстрого запуска, но совершенно не годятся в долгосрочной перспективе. Это любые схемы, которые требуют непосредственного участия владельца.

Например, вы сделали бизнес, построенный на личном бренде. Ваш главный маркетинговый инструмент — это живой контакт с аудиторией. Что бы вы не делали, вы уже не сможете выйти из операционки — вы слишком вплетены в этот процесс — уйдете вы, уйдет и бизнес. Об этом я уже писал в статье про работу с базой клиентов.

Как выйти из операционки в этом случае? Надо переформатировать процесс привлечения и удержания клиентов:

  • Автоматизировать общение — внедрить чат-ботов, помощников от вашего имени, запустить автовебинары вместо живых встреч и т.д.;
  • Перейти с личного бренда на бренд компании. Этот подход предполагает медленное знакомство существующей аудитории с компанией, ее историей, ценностями, и перевод новой аудитории сразу на общение с брендом, а не с вами лично.

Отсутствие системности в голове

Бывает так, что предприниматель берет простые (и часто не работающие схемы) бизнеса и тут же применяет их, как его учили наставники (из серии «просто возьми и повтори»).

Часто чужие схемы не работают с вашей аудиторией. И тогда у предпринимателя начинается долгий и мучительный поиск того, что сработает в его случае.

Но это движение наощупь методом перебора.Это верный признак отсутствия системности в голове.

Бизнес сначала рисуется на бумаге — исследуется ниша, клиент, его запросы, затем набрасывается схема воронки продаж, все это записывается в маркетинговый план. Из него вырастает уникальный план автоматизаций, план контента, план запусков для конкретной ниши — и все это на бумаге.

И только когда схема создана, на эту схему начинают нанизываться реальные вещи — набор команды, распределение ролей, написание статей, настройка рассылок и т.д.

Заметьте, бизнес строится не снизу вверх (от технологий до «того, что сработает»), а сверху вниз — от наброска стратегии на бумаге до реальных настроек триггеров конкретной системы рассылок.

Если вы хотите узнать больше о том, как создаются такие бизнес-схемы, приходите на мой курсе о вовлекающем маркетинге «Как вызвать у клиентов острое желание купить ваш продукт»