Четверть века назад японские ученые сделали открытие, на которое мало кто обратил внимание. Оно заключается в том, что регулярное чтение активирует участки головного мозга, обычно пребывающие всю жизнь в резервном состоянии.
Активизация этих участков происходит независимо от содержания прочитанного. Перефразирую винтажный рекламный слоган – «Содержание - ничто, регулярное чтение - все!».
Это открытие, наряду с очевидным выводом о том, что читать надо чаще, позволяет также по новому взглянуть на процессы общественного, культурного, технического и научного развития отдельных народов, стран и всего человечества.
Если чтение добавляет человеку не только знаний, но и в буквальном смысле мозгов, то у людей, им занимающихся, повышается умственная активность, потому что активированные участки мозга работают не только при чтении, но и в остальное время. И именно такая «избыточная» умственная активность стимулирует к выходу за устоявшиеся, традиционные рамки, то есть к тому самому развитию, о котором было сказано выше. Чем больше таких людей, тем сильнее в мире, в государстве и в обществе стремление к преобразованиям.
Очевидно, что такое стремление само по себе может носить как положительную, так и отрицательную направленность, потому что знания и мозги, которые прибавляет чтение, не гарантируют умение адекватно оценивать реальность и находить правильные решения. Или, как сказал о том же самом некогда популярный философ М.Монтень, - «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».
Понятно, что активировать резервных участки мозга можно не только при помощи регулярного чтения, но чтение, пожалуй, является самым доступным, массовым и проверенным способом это сделать. Именно поэтому мировое лидерство занимают страны и народы, у которых культура чтения развита в наибольшей степени.
До последнего времени этими народами и странами были западные народы и страны, которые раньше других начали массовое книгопечатание, достигли поголовной грамотности и создали газетную индустрию. Людьми, сформировавшимися в этой «книжно-газетной среде», причем, не только на Западе, но и повсеместно, фактически и было создано могущество нашей цивилизации – основаны мощные государства, сделаны великие открытия, созданы выдающиеся произведения, одержаны героические победы и достигнуты грандиозные достижения.
Вершиной этого могущество стала научно-техническая революция, начавшаяся в сороковых годах двадцатого века и направленная на то, чтобы превратить науку в главную движущую силу общественного производства. В результате этого человечество достигло небывалой производительности труда, освоило реактивные полеты, вышло в космос, создало глобальные информационные сети… Но при этом началось лавинообразное распространение аудио и видео контента, уничтожающее с каждым годом потребность в чтении.
Раньше всех этот процесс начался в передовых западных странах, что отрицательно сказалось на интеллектуальном уровне их населения, включая политическую и прочую элиту. К сожалению, «всеобщая дебилизация» не обошла и русскоязычный мир.
На фоне всеобщего упадка в некотором выигрыше оказался ряд народов и стран Индокитайского региона, где снижение объемов текстовой информации в определенной мере компенсируется сложностью используемой там иероглифической системы письменности.
Во всей этой истории, на мой взгляд, забавно только то, что ответ, на все громче звучащий со всех сторон и на всех языках вопрос по поводу вытворяемых в мире безобразий и глупостей «У них что там, мозгов не хватает?» заключается в том, что да - у «них там» не хватает мозгов! И не хватает их потому, что «они», вместо того, чтобы читать книжки и газеты, смотрят видео и слушают радио. И лично мой прогноз на дальнейшее развитие событий весьма неутешительный.