Найти тему
"Путешественник во Времени"

Что активизирует мозг?

Четверть века назад японские ученые сделали открытие, на которое  мало кто обратил внимание. Оно заключается в том, что регулярное чтение активирует участки головного мозга, обычно пребывающие всю жизнь в  резервном состоянии.

Чтение развивает мозг
Чтение развивает мозг

Активизация этих участков происходит  независимо от содержания прочитанного. Перефразирую винтажный рекламный слоган – «Содержание - ничто, регулярное чтение - все!».

Это открытие, наряду с очевидным выводом о том, что читать надо чаще, позволяет также по новому взглянуть на процессы общественного, культурного, технического и научного развития отдельных народов, стран и всего человечества.

Если чтение добавляет человеку не только знаний, но и в буквальном смысле мозгов, то у людей,  им занимающихся, повышается умственная активность, потому что активированные участки мозга работают не только при чтении, но и в остальное время. И именно такая «избыточная» умственная активность стимулирует к выходу за устоявшиеся, традиционные рамки, то есть к тому самому развитию, о котором было сказано выше. Чем больше таких людей, тем сильнее в мире, в государстве и в обществе стремление к преобразованиям.

Очевидно, что такое стремление само по себе может носить как положительную, так и отрицательную направленность, потому что знания и мозги, которые прибавляет чтение,  не гарантируют умение адекватно оценивать реальность и находить правильные решения.  Или, как сказал о том же самом некогда популярный философ М.Монтень, - «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».

Понятно, что активировать резервных участки мозга можно не только при помощи регулярного чтения, но  чтение, пожалуй, является самым доступным, массовым и проверенным способом это сделать. Именно поэтому мировое лидерство занимают страны и народы, у которых культура чтения развита в наибольшей степени.

До последнего времени этими народами и странами были западные народы и страны, которые  раньше других начали массовое книгопечатание, достигли поголовной грамотности и создали газетную индустрию.  Людьми, сформировавшимися в этой «книжно-газетной среде»,  причем, не только на Западе, но и повсеместно, фактически и было создано могущество нашей цивилизации – основаны мощные государства, сделаны великие открытия, созданы выдающиеся произведения, одержаны героические победы и достигнуты грандиозные достижения.

Вершиной этого могущество стала научно-техническая революция, начавшаяся в сороковых годах двадцатого века и направленная на то, чтобы превратить науку в главную движущую силу общественного производства.  В результате этого человечество достигло небывалой производительности труда, освоило реактивные полеты, вышло в космос, создало глобальные информационные сети…  Но при этом началось лавинообразное распространение аудио и видео контента, уничтожающее с каждым годом потребность в чтении.

Раньше всех этот процесс начался в передовых западных странах, что отрицательно сказалось на интеллектуальном уровне их населения, включая политическую и прочую элиту. К сожалению, «всеобщая дебилизация» не обошла и русскоязычный мир.

На фоне всеобщего упадка в некотором выигрыше оказался ряд народов и стран Индокитайского региона, где снижение объемов текстовой информации в определенной мере компенсируется сложностью используемой там иероглифической системы письменности.

Во всей этой истории, на мой взгляд, забавно только то, что ответ, на все громче звучащий  со всех сторон и на всех языках вопрос по поводу вытворяемых в мире безобразий и глупостей  «У них что там, мозгов не хватает?»  заключается в том, что да - у «них там» не хватает мозгов! И не хватает их потому, что «они», вместо того, чтобы читать книжки и газеты, смотрят видео и слушают радио. И лично мой прогноз на дальнейшее развитие событий весьма неутешительный.

Мой телеграмм-канал