Первые послевоенные годы оказались самым благодатным периодом истории СССР для наших режиссёров, специализирующихся на сериалах. Стоит напомнить о таких нашумевших многосерийках, как "Ликвидация" и "Ленинград 46". К слову сказать, получившимися практически образцовыми телевизионными фильмами по качеству (читайте о них в подборке "Лучшие российские сериалы в жанре криминальной драмы"). Очень неплохим по своему уровню оказался и последующий за ними сериал "Казнить нельзя помиловать", повествующий о тех же годах и тех же проблемах страны после победы в Великой Отечественной.
Эта многосерийная картина, о которой сегодня хочу рассказать, возможно, хоть и не превзошла по мастерству съёмок и содержанию двух вышеупомянутых "Л" (а надо отметить и здесь высокое качество фильма во всех отношениях), но по жестокости, беспощадности описываемых событий опередила точно.
В "Казнить нельзя помиловать" задействовано несколько социальных групп, враждующих между собой. В данном конкретном случае можно даже сказать - несколько группировок, если иметь в виду методы их борьбы.
Главная героиня, бывшая разведчица-диверсантка под вымышленным именем Нина Колосова, прошедшая подготовку на специальной военной базе ещё до войны и вместе со своим командиром Юрием героически прошедшая всю войну (авторы фильма часто возвращают нас туда), оказывается втянутой вместе с ним в ликвидацию расплодившихся после Победы бандитских шаек. Во многом из-за того, что бандиты убили её мужа.
Одновременно с ними против криминала воюют (именно воюют) сотрудники отдела по борьбе с бандитизмом, в том числе бывший музыкант и военный Борис Грановский, с которым у Нины возникают глубокие чувства.
Сам криминальный мир делится, в свою очередь, на две враждующие стороны - уголовно-воровские шайки и банды бывших военных, не нашедших себя в послевоенном мире.
Методы настоящей войны всех против всех, скрупулёзно и мастерски показанных на экране, у всех сторон - крайне жестокие. Тут, конечно, возникает вопрос, насколько историческая правда соответствует беспределу, предлагаемому авторами сериала. Но нам приходится верить увиденному, ибо многое до сих пор засекречено.
Особо выделяется командир главной героини Юрий, внедрённый в банды агент госбезопасности. Его кредо - выполнение задания оправдывает любые средства - приводят его к тому, что в конце фильма он превращается в своего рода робота-ликвидатора всего и вся.
Очень интересны и другие персонажи картины, показанные ярко и неоднозначно.
Как всегда в нашем настоящем кино, главное в фильме - человек с его нравственными сомнениями, исканиями, совестью и достоинством. Главная героиня, отлично сыгранная Марией Кожевниковой - как раз обо всём этом.
Нина Колосова - трагическая фигура - нежная, любящая, широко образованная женщина, волею обстоятельств ставшая сначала неуловимой разведчицей с железной закалкой и идеальной выучкой, а потом - практически серийной убийцей. Оставаясь, при этом, нормальной, заботливой, любящей женщиной. Вот эта драма её судьбы и характера и является главной в сериале, на мой взгляд, ради этого стоит его смотреть и сопереживать. А также думать о том, насколько страшен был для нашей страны не только период 41-45 годов, но и, как ужасное последствие, первые послевоенные годы.
Смотрите наше кино! Читайте о нём и на моём канале.
Подборки лучших российских сериалов:
Лучшие российские сериалы 2019 года
Самый русский сериал 2019 года. С любовью и верой в людей
Ещё три очень хороших российских сериала
Самые ценные российские исторические сериалы
5 отличных российских сериалов о войне
5 самых захватывающих детективных сериалов российского производства
5 лучших российских сериалов - экранизаций русской классики
5 самых ярких сериалов о гражданской войне
5 лучших сериалов о дореволюционной России
Лучшие российские сериалы в жанре криминальной драмы