Появившись на свет игра Project IGI стала, чуть ли не эталоном в жанре шпионских шутеров от первого лица. И секрет, скорее всего, не в том, что игры этого жанра можно перечесть по пальцам, а в возможностях оригинального движка, поддерживающего огромные открытые пространства, и приличной, даже по нынешним временам, графике. Не стоит забывать и о сюжете. Одним словом, достаточно сложная для прохождения игра из четырнадцати миссий не осталась незамеченной. И вот перед нами ее продолжение, которого долго ждали, о котором не уставали говорить, и которое все-таки дождались. Оправдывает ли она все наши надежды или нет? - Этот вопрос я не уставал ставить перед собой все время, пока проходил игру.
Естественно, за два прошедших года, оригинальный движок игры Project IGI претерпел некоторые изменения. Его модифицировали. Но все изменения носят, на мой взгляд, чисто косметический характер. Хотя при знакомстве с игрой возникает стойкое убеждение, что движок у игры абсолютно новый. Однако, забравшись в папку с игрой, в недра составляющих игру файлов, понимаешь, что тотальной конверсии подверглась только звуковая составляющая игры. Сама суть движка осталась прежней. И тем большее уважение он вызывает к себе. Судите сами.
Основной прикол в том, что разработчики из Innerloop практически ничего не изменили в геймплее игры. Новые девятнадцать уровней игры плавно вытекают из четырнадцати предыдущих. Да, мы играем от лица все того же специалиста по щекотливым вопросам Дэвида Джонса (хотя имя персонажу вы можете ввести и любое другое). Но самым неожиданным и приятным сюрпризом оказывается встреча со старыми знакомыми: Аней и Иосифом Прибоем. Хотя встреча с ними произойдет после прохождения первой трети игры.
Сюжет прост, как мычание. Но в нем отсутствует навязчивость и напыщенность, присущая другим, погоревшим на этой показушности, играм. И потому внешний примитивизм сюжета не вызывает неприязни и отторжения, а воспринимается, как само собой разумеющееся.
Джонс охотится за новейшими военными разработками русских в России (хоть в чем-то мы всегда опережаем гребаных американцев!), под патронажем некоего "истинного американца", который, на деле, использует нашего героя в темную в личных интересах. К концу миссии в России Джонс добывает искомое, и чудом избегает смерти от рук напарника своего патрона. Тут и появляется Аня, и, вечно обо всем информированный, Иосиф Прибой. С ними Джонс и пойдет по пятам своего обидчика в Ливию и Китай. Напарника Джонс достанет лично, а вот главного злодея пришьют его друзья-китаезы. Однако на этом игра не заканчивается, и наш герой идет до полного победного конца.
Практически все задания построены по все тому же принципу: проникнуть на базу противника, и выполнить ряд побочных этапов. Эти задания, в который раз, демонстрируют нам возможности игры и движка Project IGI держать огромные открытые пространства и здания на них. Практически все здания в игре посещаемы и доступны.
Не скажу, что сюжет игры нелинеен, и к цели существует несколько путей. Путь, как правило, один. Вопрос в том, будем ли мы проходить игру по-тихому или поставим всех раком и разорвем пополам. Хотя в некоторых миссиях прохождение можно сформулировать и так: идти более легким или более сложным путем. И только одна миссия в Китае расчитана на полностью бесшумное прохождение: поднятие тревоги не только вызывает наружу массу новой живой силы противника, но и ведет к провалу миссии. Есть три миссии на временное прохождение (две из них в Китае). Когда у игрока в запасе 15-20 минут, и за это время надо не только проникнуть на вражескую военную базу, напичканную солдатами противника, но и выполнить массу заданий на достаточно обширной территории.
Прошу поверить мне на слово: общие фразы о примитивном сюжете таят за собой обширнейший конгломерат детальных заданий, над которым основательно потрудились сценаристы игры IGI 2: Covert Strike. Задания как разнообразны, так и не похожи не только друг на друга, но и на то, с чем нам приходилось сталкиваться в других играх. И везде, чтобы не только выжить, но и выполнить задание, надо думать головой и еще раз головой, а не только левой кнопкой мыши. Хотя и ей тоже: чего стоит воздушный бой на вертолете, который за пояс заткнет сюжетный аналогичный ход в Soldier of Fortune 2: Double Helix.
В общем, посмотреть есть на что, и есть от чего получить удовлетворение. Конечно, игре не помешала бы некоторая интерактивность: не разрушаемые ящики и компьютеры навевают тоску и вызывают недоумение. Трудно сделать, что ли?
Враги и оружие
В IGI 2: Covert Strike очень высок AI врагов. На это и делался упор при разработке сиквела. Стреляют солдаты метко и издалека, а стоит нам открыть не столь уж меткий ответный огонь, - спешат укрыться или лечь пластом, и не перестают поливать нас огнем. Набор трюков у них ограничен и схож как для русских, так и для ливийцев с китайцами. Но все компенсируется достаточно мощным искусственным интеллектом. Поднять тревогу и вызвать подмогу для них - первое дело. Так что враги в игре IGI 2: Covert Strike берут не только качеством, но и количеством. Сражаться, как обычно, есть с кем, и есть как.
Неприятное открытие поджидает в категории оружия. Так, мы не можем нести больше одного ствола из первичного (основное) или вторичного (пистолеты) оружия. Несколько автоматов в инвентаре разработчики посчитали неприемлемым излишеством. Теперь, чтобы поднять какой-либо новый ствол, мы должны расстаться с имеющимся. Все накопленные патроны так же теряются, и подняв старый ствол патроны придется собирать снова. Оружия в игре масса, и текстуры его вызывают восторг и умиление своей натуралистичностью. Не буду давать детальную характеристику стволам, могу только сказать, что почти все оно имеет альтернативный режим, реализуемый или в ударе рукоятью (прикладом), или оптическом прицеливании, или изменении режима стрельбы. У каждого ствола своя отдача, свои характеристики. Прошу любить и жаловать.
Графика и звук
Само собой разумеется, что использование новых текстур на старом движке должно быть в чем-то заметно. Да и время, потраченное на разработку игры, обязано было в чем-то проявиться. Поэтому, все минусы и плюсы графики лежат на поверхности.
Как я уже сказал выше, движок игры тянет на себе массу новых и емких текстур, что не идет ему на пользу. При максимальных графических настройках (диапазон которых неизмеримо расширился в сравнении с оригинальной игрой), где-то с середины игры это начинает сказываться: чем больше трупов остается лежать на карте, тем труднее движку с этим справляться, и игра начинает нестерпимо тормозить. Хотя начало уровня не обещает никаких проблем. Закономерность одна: чем большее пространство покрывает игрок, чем больше убитых им врагов, тем больше текстур прописывается в оперативной памяти, тем труднее движку справляться с накопившейся информацией. Причем, что интересно: наращивание объема оперативной памяти и мощности процессора не избавляет от этой проблемы. Несмотря на старый движок, требования у игры IGI 2: Covert Strike очень серьезные, и несоизмеримые с оригинальной игрой.
Графическое решение ландшафта и текстур земли вызывает ни с чем не сравнимый восторг. А текстуры деревьев приковывают к себе взгляд, если не навсегда, то надолго. Колеблемые ветром деревья, эпическая природа - в игре есть на что посмотреть. В отличие от текстур внешнего мира, внутренне убранство помещений вызывает не только нарекания в дизайне многолетней давности, но и в откровенном намеренном примитивизме. Столы, стулья на русских миссиях не выдерживают никакой критики. Один компьютер "Нафаня", больше похожий на телевизор 50-х годов чего стоит.
Тень в игре присутствует. Именно так: теней от объектов окружающего мира идентифицировать не удалось. А вот тень от игрока есть. Но, Боже мой, какая она убогая! Мало того, что шестигранная голова мало похожа на реальную тень головы, но угловатая и изменяющаяся только по длине тень главного героя вызывает едкую иронию в жалкой попытке привнести в игру тени на движке, который на это явно не способен. Так что с тенями в IGI 2: Covert Strike полный облом.
Однако, неудача с тенями во многом компенсируется удачно реализованными в игре погодными осадками. Дождь, снег, туман - все выполнено по высшему разряду и вполне натуралистично. Я не раз ловил себя на стойком ощущении, что дождь идет не только на экране монитора, но и за окном.
Аналогично высокая степень достоверности присуща всем графическим и визуальным эффектам. Хотя огонь из оружия излишне театрализован.
А вот звук, скомпонованный в стандартный формат файлов игры, просто приводит в экстаз. Как обычно, на каждом уровне звучит своя особенная музыкальная тема. Играя, я все думал, как бы вытащить эту музыку из игры, и был особенно доволен тем, что не придется особо напрягаться, а музыкальные темы доступны в формате MP3. И на фоне очаровательной музыки разворачивается держащее в напряжении действо, сопровождаемое целым букетом звуков: шум дождя, шорох травы, крики солдат, звуки работающих двигателей…
За исключением теней, некоторых предметов внутренней обстановки помещений, - звук и графика выполнены на очень приличном уровне.
Заключение
Не в пример многим другим играм-продолжениям, IGI 2: Covert Strike получилась на редкость удачной и значительно превосходящей оригинальную игру по всем показателям: графике, звуку, интересности, динамичности и насыщенности. Играть в нее не просто приятно, а, как говорил товарищ Ленин, архиприятно. Решая поставленные задачи, испытываешь эстетическое удовольствие и удовлетворение. Это игра, которая не разочарует любителей жанра Action, в частности, и поклонников шпионских шутеров в особенности. Несомненным должно быть и другое: движок Project IGI исчерпал себя, и если уж быть еще одной игре с Дэвидом Джонсом, то на совершенно иных принципах.