Сашка Баранов был, как всегда, в ударе. Опоздал на экзамен по русскому языку! Бесшабашный двоечник и балабол был неисправим.
Из трёх предложенных тем сочинения он выбрал, как ему казалось, наиболее лёгкую: «Знания делают человека сильным».
Девять лет мы учились с ним в одном классе и все девять лет он выкидывал фортели один покруче другого. Нам удобно было иметь своего личного классного заводилу и весельчака.
Мы учились, а на переменках хохотали над Сашкиными затеями. Но вот что теперь Сашке было делать с его умением всех веселить? На письменном экзамене никакое обаяние и шутки не прокатят.
Сидя по одному за партой, под пристальным надзором экзаменационной комиссии, мы все должны были показать свои знания по русскому языку.
Сашке, как и всем нам, тоже нужно было целых четыре часа сидеть тихо и, главное, - работать, что-то писать! Сложнее экзамена для него трудно было придумать.
Конечно, если бы это был экзамен по ракетостроению, он бы с вечера стоял в низком старте перед дверью в экзаменационный класс. Он бы первый ворвался в аудиторию и долго, всем и каждому, взахлёб, рассказывал бы всё, что он знает о своём многолетнем увлечении.
А начиналось это увлечение с обыкновенных дымовух. Завернул пластмассовую расчёску в фольгу поплотнее, поджёг её с одной стороны, - всё! Плотный, едкий дым быстро окутывал весь класс.
В других местах Сашка дымовухи не поджигал, - было не так интересно.
Сашка, например, поджёг дымовуху, когда учительница истории рассказывала о пожаре в древнем Риме. Как объяснял потом сам Сашка, он сделал это для того, чтобы картина пожара была более реалистична. Одно дело слушать нудный голос очкастой исторички, и совсем другое бегать по классу в едком дыму в поисках выхода и ведра с водой…
Да и фигурное падение дородной биологички тоже запомнилось всем надолго. Биологию, как и другие предметы, Сашка яростно не любил, пестики-тычинки презирал и, где-то местами даже ненавидел...
Когда биологичка рассказывала, что для того, чтобы зимний плодовый сад не промёрз, в старину разводили дымовые костры, чем и спасали деревья от мороза. Этой её неосторожной фразы было достаточно, чтобы Сашкина дымовуха была тут же приведена в действие.
Биологичка, пробираясь в сплошном дыму к выходу из класса, споткнулась о чей-то портфель, падая, схватилась за дверцу шкафа, из которого на неё благополучно вывалился Жорик.
Классика жанра!
Это был наш любимый учебный экспонат. Скелет в полный человеческий рост…
Затем Сашкина привязанность к огню переросла в увлечение самопалами. Опасная штука, надо вам сказать.
Выпиливался из деревяшки пистолет, вместо дула прилаживалась заклёпанная с одной стороны трубка, в которой делался маленький пропил в задней части, - запал. Трубка плотно набивалась серкой от спичечных головок и утрамбовывалась пыжом из тетрадной промокашки. Оружие было готово к бою! Достаточно было чиркнуть спичкой возле запала, чтобы самопал выстрелил промокашковым пыжом.
Как-то вместо этого пыжа Сашка затолкал в трубку шарик от подшипника. Нацелился на ворону, чиркнул запал и… Ворона только каркнула от громкого звука разорвавшейся трубки. Хорошо, что хоть сам Сашка не пострадал, зато в очередной раз пострадала его задница.
Родители не понимали Сашкиного увлечение огненными игрушками и пытались вразумить своего непутёвого отпрыска жёстким массажем его мягкого места.
В данном случае хорошо прослеживалась прямая причинно-следственная зависимость между дымом, огнём и задницей…
Так было до тех пор, пока в местном доме пионеров не организовали секцию ракетного моделирования. С тех пор пошло-поехало. Наш клоун, кумир и заводила в одном лице, стал дневать и ночевать в этой секции. Учился строить модели ракет, участвовал в соревнованиях…
Это я всё рассказываю к тому, что знания у Сашки были. И немалые.Просто они были очень специфические и узконаправленные.
Сквозь большое школьное окно Сашка с интересом разглядывал скачущих воробьёв, которые радовались весне, солнышку и свободе. Как бы он хотел сейчас быть на их месте! Везёт же некоторым!
Сашка нервно погрыз ручку и, нацелившись, поставил вначале строки решительную точку. Видимо обозначил местонахождение своего первого, а возможно, и последнего, предложения.
Время шло, нужно было что-то писать…
Сашка задумался.
- Знания, знания… - бурчал он про себя, - сила в знании… Я вот точно знаю, что есть теорема Пифагора. Это сила. Но не знаю, как её доказать. Это слабость.
От этого знания-незнания я стал сильнее или слабее? Муть какая-то голубая…
Сашка внимательно посмотрел на свою многообещающую точку. Нужно было заканчивать свои философские изыскания в поисках истины.
Тем более, что время поджимало, все вокруг усиленно корпели над своими сочинениями…
Вспомнился детский сад. Уже тогда его задница впервые отпробовала всю горечь тяги к знаниям.
Он узнал матерное слово…
Это было крутое знание, которым он тут же по секрету поделился со своими друзьями-товарищами, за что и пострадал…
Принесло ли знание этого слова пользу? Да. Знать это слово было нужно чтобы не казаться лохом среди своих. Это знание, с одной стороны, полезно. Но, с другой стороны, использовать это знание было категорически нельзя!
Тогда зачем было знать?!
Сашка окончательно запутался. Как ему представлялось, знания бывают разные. Нужные и бесполезные. Нужными для Сашки были знания, связанные с его любимым увлечением, - ракетами.
Не нужными – все остальные…
Конечно, написать о двойственных свойствах знания он не мог. Не оценили бы. Для учителей все знания, - в радость… Врут, скорее всего.
Спроси у той же биологички что-нибудь про русские суффиксы-префиксы, - она не скажет ничего вразумительного.
Или поинтересуйся у преподавательницы русского языка, как черви без рук и без ног ползают в земле, - та тоже ничего не ответит, только руками разведёт…
Так вот и получается, что мы, бедные школьники, в отличии от своих учителей, должны знать всё это одновременно?!
И Сашка принял решение.
Чтобы сделать всем преподавателям приятное, он, уже не раздумывая и не сомневаясь, написал на экзаменационном листе:
.«Как хАрАшо много знать!».
В конце была поставлена ещё одна точка, чтобы никто не сомневался, - сочинение окончено…
Учитывая многочисленные школьные «заслуги» Сашки и, принимая во внимание страстное желание учителей поскорее выпереть его во взрослую жизнь, за это сочинение ему была поставлена твёрдая тройка.
Взрослая жизнь у выпускников сложилась по-разному.
Большинство тех, кто сдавал экзамены на пятёрки, так и остались не у дел.
Зазубренные знания, которые, по большому счёту, были просто набором мёртвой, разрозненной информации, не сделали их владельцев счастливыми.
Сашка, он же Александр Иванович, успешно и плодотворно работает сейчас в одном из ведущих московских институтов.
По-прежнему отдавая свои специфические, узкопрофильные знания единственному предмету своей страсти.
Ракетостроению.