Сам автор – режиссер Андрей Тарковский – не раз говорил, что шел к этому фильму всю свою жизнь, а снял за два года. Творческий процесс работы над кинокартиной по произведению братьев Аркадия и Бориса Стругацких едва ли менее интересен, чем сюжет самого фильма.
И Тарковский, и Стругацкие не были послушными советскими деятелями искусств, воспевающих режим. Но и диссидентами их не назовешь. Они стояли как бы над всем происходящим в стране и головах людей. Каждый из них был похож на кошку, которая гуляет сама по себе. Отсюда и проблемы с цензорами.
С идеей экранизации повести советских фантастов «Пикник на обочине» режиссер обратился к авторам в 1974 году. Практически сразу после этого появился сценарий с рабочим названием «Машина желаний». Там братья сохранили главные идеи и суть произведения, но поменяли героев и добавил новые детали в сюжет.
Тарковский сразу отверг этот вариант, ему показалось, что в рукописи сбиты акценты и утерян тон повествования, который прощупывался в первоисточнике. Режиссер посчитал, что сценарий должен быть более … серым и скучным.
В итоге сценарий пришлось частично переписывать и вносить многочисленные правки. Стругацкие понимали значимость и авторитет Тарковского, поэтому согласились терпеливо править рукопись.
И когда сценарий был готов, оказалось, что Госкино не выдало документ с разрешением на производство фильма. Опять же в этой ситуации сыграл роль авторитет режиссера. Он обратился с эмоциональным письмом в КПСС с вопросом – почему до сих пор ему не разрешили снимать?
Разрешение было подписано буквально через несколько дней. Но в это время в месте съемок, куда собиралась отправиться группа, произошло землетрясение, поэтому в срочном порядке пришлось искать новую площадку – недалеко от Таллина находилась заброшенная электростанция на берегу реки Ягала. Место полностью отражало атмосферу будущего фильма.
В «Сталкере» Андрей Тарковский снял своих любимых актеров – Николая Гринько и Анатолия Солоницына, сыгравших Профессора и Писателя, Сталкера сыграл Александр Кайдановский.
Главную женскую роль режиссер хотел отдать своей супруге, однако оператор картины Георгий Рерберг настоял на том, чтобы взяли талантливую актрису Алису Фрейндлих. Это покоробило Тарковского, который по ходу съемок постоянно вступал в спор с режиссером. Рербергу не нравилось, что Тарковский многое менял в сюжете по ходу съемок и постоянно тратил время на поиски новых авторский решений в кадре. В итоге по непонятным причинам большая часть пленки оказалась загублена.
В итоге Андрей Тарковский остановил съемки, попросил братьев Стругацикх переписать заново сценарий, а оператора выгнал с работы. Также он попросил Госкино увеличить бюджет на будущие съемки. Сказать, что все, имеющие отношение к фильму, были шокированы, ничего не сказать. Часть отказалась работать с Тарковским, часть впала в депрессию (например, фантасты Стругацкие).
Шел второй год съемок, все жутко устали, Алиса Бруновна не раз падала в обморок на съемках. Кайдановский дал обещание никогда в жизни больше не работать с Тарковским, неудивительно, ведь большую часть дублей переснимали по 6-8 раз. Но был один удивительный момент – начало получаться, вырисовываться нечто, похожее на великое произведение, которое сложно прочувствовать сразу. И никто из актеров не покинул съемочную площадку.
После окончания съемок цензоры не стали вносить правок в «Сталкера», но публика приняла его поначалу довольно прохладно. Однако в западных странах фильм стал настоящей сенсацией, подлинным откровением. Кинокартина получила приз на Каннском кинофестивале, а Тарковский стал Народным артистом СССР.
Позже киноведы говорили, что Тарковский в этом фильме создал новый оригинальный киноязык.