Найти тему
Судострой

Сдан первый корабль "Океан" на отечественном электродвижении

Пограничный корабль "Петропавловск-Камчатский" / Фото: Судострой
Пограничный корабль "Петропавловск-Камчатский" / Фото: Судострой

1 декабря 2019 года Зеленодольский #завод имени Горького передал заказчику пограничный сторожевой #корабль (ПСКР) 1-го ранга "Петропавловск-Камчатский" (заводской номер 112). Событие произошло на сдаточной базе в Кронштадте.

Корабль построен по заказу пограничной службы ФСБ России по проекту 22100 "Океан", разработанному ЦМКБ "Алмаз". ПСКР "Океан" является многофункциональным кораблём и может участвовать как в боевых, так и в спасательных операциях.

ПСКР проекта 22100 имеет водоизмещение 2700 тонн, длину 104 м, ширину 14 м. Скорость хода составляет 21 узел, автономность – 60 суток, дальность плавания – 12 тыс. миль. Ледовый класс – Arc4.

Модель ПСКР проекта 22100 / Фото: Судострой
Модель ПСКР проекта 22100 / Фото: Судострой

Из вооружения корабля следует отметить артиллерийскую установку АК-176МА калибра 76,2 мм и две пулемётные установки МТПУ калибра 14,5 мм. Также предусмотрена площадка для вертолёта типа Ка-27.

Подробно об истории создания и технических характеристиках патрульного корабля проекта 22100 в этом блоге уже рассказывалось ранее. В этот раз хотелось бы остановиться на системе электродвижения.

Закладка корабля состоялась в июне 2015 года, спуск на воду – в июне 2018 года. Особенностью второго "Океана" является реализованное на практике замещение основного импортного оборудования.

Так, головной ПСКР "Полярная звезда" (заводской номер 111), заложенный в 2012 году, сдавался с оборудованием MTU. На 112-м заказе используются уже дизель-редукторный агрегат Коломенского завода.

Также пришлось создавать отечественную систему электродвижения. Разработчиком и поставщиком оборудования выступил петербургский Научно-производственный центр "Судовые электротехнические системы" (НПЦ СЭС).

Схема системы электродвижения на судне "Янтарь". Кадр из ролика НПЦ СЭС
Схема системы электродвижения на судне "Янтарь". Кадр из ролика НПЦ СЭС

В корабле проекта 22100 электродвижение реализовано через электропривод валогенераторной установки, состоящий из преобразователя частоты и электрической машины. Машина – обратимая, может работать как в режиме генератора, так и электродвигателя.

Одним из самых сложных элементов системы является обратимый преобразователь частоты с активным входом. Он обеспечивает работу в генераторном и двигательном режимах.

Макет обратимого преобразователя частоты для проекта 22100 / Фото: Судострой
Макет обратимого преобразователя частоты для проекта 22100 / Фото: Судострой

По данным разработчика, такая система обеспечивает экономичный малошумный ход. Также при использовании электродвижения не запускаются главные двигатели, что увеличивает их ресурс и повышает экологическую безопасность.

Аналогичная отечественная система установлена и на третьем корабле серии проекта 22100 "Анадырь" (заводской номер 113), который в настоящее время проходит испытания. По словам специалистов НПЦ СЭС, такая система управления электрическими машинами может применяться и на других судах и кораблях.