Человеческие страдания являются одной из самых неотразимых тайн религии: почему страдают невинные? Почему Бог допускает зло? Бог беспомощен, чтобы действовать или он решает не делать? И если Он решает не действовать, значит ли это, что он жесток? Или просто равнодушный?
Веданта устраняет проблему из Божьего суда и решает ее самостоятельно. Мы не можем винить ни Бога, ни дьявола.
Ничего не происходит с нами по прихоти какого-то стороннего агентства: мы сами несем ответственность за то, что приносит нам жизнь.
Все мы пожинаем результаты наших предыдущих действий в этой или предыдущих жизнях. Чтобы лучше это понять, нам нужно сначала понять закон кармы.
Слово «карма» происходит от санскритского глагола kri «делать». Хотя карма означает действие, оно также означает результат действия. Какие бы действия мы ни совершали, и какие бы мысли мы ни думали, они производили впечатление как в нашем разуме, так и во вселенной вокруг нас. Вселенная возвращает нам то, что мы ей дали: «Как посеешь, так и пожнешь», как сказал Христос. Хорошие действия и мысли создают хорошие эффекты, плохие - плохие.
Умственные отпечатки
Всякий раз, когда мы совершаем какое-либо действие и всякий раз, когда мы думаем о какой-либо мысли, на ум накладывается отпечаток - своего рода тонкая канавка. Эти отпечатки или канавки известны как самскары, Иногда мы осознаем процесс импринтинга. Когда действия и мысли повторяются, углубления становятся глубже. Сочетание «канавок» - самскар - создает наших индивидуальных персонажей, а также оказывает сильное влияние на наши последующие мысли и действия. Например, если мы легко гневаемся, мы создаем злой ум, который склонен реагировать гневом, а не терпением или пониманием. Как вода, направляемая в узкий канал, набирает силу, так и углубления в уме создают каналы моделей поведения, которые становятся чрезвычайно трудными для сопротивления или обращения. Изменение укоренившейся умственной привычки буквально становится тяжелой битвой.
Если мы думаем преимущественно о доброте, любви и сострадании, наш характер отражает это, и эти мысли рано или поздно вернутся к нам. Если мы аккумулируем мысли о ненависти, гневе или мелочности, эти мысли также будут возвращены нам.
Наши мысли и действия - не столько стрелы, сколько бумеранги - в конце концов они возвращаются домой. Эффекты кармы могут наступить мгновенно, позже или в другой жизни, однако абсолютно точно то, что они появятся в тот или иной момент. Пока не достигнуто освобождение, мы живем и умираем в рамках закона кармы, цепи причины и следствия.
Реинкарнация
Что происходит при смерти, если мы не достигли освобождения?
Когда человек умирает, единственная «смерть» - это смерть физического тела. Разум, который содержит психические впечатления человека, продолжается и после смерти тела. Когда человек перерождается, «рождение» - это новое физическое тело, сопровождаемое старым разумом впечатлениями или «канавками» из прошлых жизней. Когда окружающая среда становится благоприятной, эти самскары снова возвращаются в новую жизнь.
К счастью, этот процесс не продолжается вечно. Когда мы достигаем осознания Бога или Самореализации, закон кармы превосходит себя, Сам отказывается от своей идентификации с телом и разумом и восстанавливает свою природную свободу, совершенство и блаженство.
Абсурд вселенной?
Когда мы пристально смотрим вокруг, мир, кажется, не имеет особого смысла. Если мы пойдем по внешнему виду, то, казалось бы, бесчисленные люди избежали петли судьбы: многие злые люди мирно погибли в постели. Хуже того, добрые и благородные люди страдали без видимой причины, их добро восполнялось ненавистью и пытками. Станьте свидетелем Холокоста; свидетель жестокого обращения с детьми.
Если мы посмотрим только на поверхность, то в лучшем случае вселенная кажется абсурдной, а в худшем - злой. Но это потому, что мы не смотрим глубоко; мы только рассматриваем эту жизнь, не видя ни жизней, которые предшествуют этой, ни жизней, которые могут последовать. Когда мы видим бедствие или триумф, мы видим только один стоп-кадр очень, очень длинного фильма. Мы не видим ни начала, ни конца фильма. Однако мы знаем, что каждый человек, независимо от того, насколько он развращен, в конечном итоге, в течение многих жизней и, несомненно, через много страданий, осознает свою божественную природу. Это неизбежный счастливый конец фильма.
Карма = фатализм?
Разве закон кармы не делает Веданту холодной и фаталистической философией?
Ни в малейшей степени.
Веданта одновременно наделена личными возможностями и глубоко сострадательна. Во-первых, если мы создали - своими собственными мыслями и действиями - жизнь, которую мы ведем сегодня, у нас также есть возможность создать жизнь, которой мы будем жить завтра. Нравится нам это или нет, хотим ли мы брать на себя ответственность или нет, это то, что мы делаем на каждом этапе пути. Веданта не позволяет нам обвинять в другом месте: каждая мысль и действие строят наш будущий опыт.
Разве закон кармы не подразумевает, что мы можем быть безразличными к нашим собратьям, потому что, в конце концов, они получают только то, что заслуживают?
Точно нет. Если карма человека такова, что он или она страдает, у нас есть возможность облегчить это страдание любым доступным для нас способом: это будет хорошей кармой. Нам не нужно быть чрезмерно героическими, но мы всегда можем предложить руку помощи или хотя бы доброе слово. Если мы решим не делать то, что в наших ограниченных силах, чтобы облегчить боль окружающих, мы выкладываемся на плохую карму для себя. На самом деле, мы действительно причиняем себе боль.
Единство - это закон вселенной, и эта истина - истинный корень всех актов любви и сострадания. Атман, мое истинное Я - это тот же Дух, который обитает во всем; не может быть двух Атманов. Сознание не может быть разделено; это всепроникающее. Мой Атман и твой Атман не могут быть разными.
По этой причине Веданта говорит: люби своего ближнего, как самого себя, потому что он и есть ты сам.