Найти тему

Как Лермонтов раскрывал Вернера

В литературе о Лермонтове совершенно справедливо указано, что прообразом Вернера является друг декабристов доктор Меер. Не исключена возможность, что на этот характер оказал влияние и Белинский, с которым Лермонтов до этого был знаком но статьям, отдельным встречам, хотя и не перешедшим в дружбу, как это наметилось позже при посещении Белинским заключенного писателя.

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462819266/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462819266/

Печорин близок Вернеру материалистическим мировоззрением, острым аналитическим умом. Многие из характеристик Верчена — это характеристики и героя романа. Часто по-вернеровски Печорин критикует общество, показывает ложность светской среды. Эту близость Печорина к Вернеру отчасти понимал и Белинский.

Говоря о беседе Вернера с Печориным, он замечает:

«Это образец грациозной шутливости и вместе полного мысли остроумия».

В этой близости передовой дворянской интеллигенции к разночинцам отражены важные черты общественного развития и черты будущего. Известно, что Пушкин хотел привлечь к сотрудничеству в «Современнике» Белинского, в 30-е годы начиналась дружба Белинского с Лермонтовым, в 40-е годы Белинского с Герценом и Огаревым.

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462819311/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462819311/

Для передовой дворянской интеллигенции все яснее становилась мысль Герцена, что разночинцы были тем слоем русского общества, который должен был спасти цивилизацию Родины.

Вот почему нельзя согласиться с Никитиным и Михайловой, которые в упомянутых выше работах считали, что Вернер нужен был писателю, чтобы подчеркнуть силу Печорина. Ошибка эта проникла в учебник по литературе для VIII класса.

И опять-таки необходимо сказать, что нигде так ярко не раскрылась опустошенность Печорина, как в сопоставлении с доктором Вернером, который кажется был ближе всех к Печорину. Несмотря на родственность душ, у Печорина нет того, что так привлекало в его друге: человечности, сочувствия к простым людям.

Вернер мог зло издеваться над водяным дворянским обществом, но в то же время плакать, видя страдания умирающего солдата. Он и с Печориным после дуэли расстается холодно, потому что жалеет Грушницкого, человека пустого и испорченного, но вовсе не заслуживающего того страшного наказания, которое он получил от руки Печорина. Между тем и в этом эпизоде авторы названных статей о Лермонтове видят слабость Вернера.

У Вернера есть высокий демократический идеал: он человек труда, науки, он презирает то, без чего не мыслят себе жизни не только Лиговские, но и Печорин: богатство, собственность.

Если образы таманцев и Вернера помогают Лермонтову раскрыть мужество и силу Печорина, остроту его критического ума. то сопоставление героя романа с Бэлой и простым русским офицером Максимом Максимовичем дается, чтобы проверить Печорина в дружбе и любви, проверить его душу, сердце.

В этих частях произведения изображены яркие образы людей из народа: показан скромный, с добрым сердцем простой русский офицер Максим Максимович.

Белинский отмечает ограниченность умственного кругозора Максима Максимовича, но в то же время он подчеркивал главное: простоту и доброту грубого в своих манерах, лаконичного в словах Максима Максимовича.

Тот же мотив преданности в любви и дружбе подчеркнут в светлом и грациозном образе Бэлы, открытой, смелой и страстной натуре. Она долгое время не хотела протягивать руку Печорину — никакие силы не могли заставить ее стать его рабой, но, почувствовав любовь Печорина, она целиком отдалась своему чувству, безгранично, до конца: отказалась от дома, семьи, всего, что связывало ее с прошлым миром.

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462819343/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462819343/

Вся глава звучит гимном самоотверженности, любви и дружбе. Эта тема подчеркнута не только в истории Бэлы и Максима Максимовича, но и в поэтической истории дружбы горца Казбича с конем: конь спас жизнь Казбича, Казбич в свою очередь ни за какие блага жизни не согласен расстаться с конем. Вот где выражена поэтическая идея отмеченной части романа.

Начало.

Предыдущая.

Продолжение.