Во вторник ОЭСР представила результатыпоследнего исследования в рамках Международной программы оценки образовательных достижений учащихся (PISA). На сей раз была исследована ситуация в 79 странах. Особое внимание в рамках исследования за 2018 год было уделено навыку чтения и понимания прочитанного. Результат даёт повод для серьёзной обеспокоенности: четверть учащихся в возрасте 15 лет не в состоянии понять и проанализировать даже простейшие тексты. Обусловлено ли это использованием цифровых медиа? И какова специфика отдельных стран?
При коммунистах школы были лучше!
По сравнению с 2015 годом Болгария упала ещё на несколько позиций - и оказалась на последнем месте среди стран ЕС. Газета Duma винит в этом реформу образовательной системы, проведённую в стране после падения коммунистического режима:
«Три года назад мы были в шоке, что 41,5 процента 15-летних не понимают прочитанного и не могут логично в письменном виде изложить свои мысли. А сейчас их уже 47 процентов! ... До того как демократы [после крушения социализма] взялись реформировать 'старую систему образования', наши школьники находились в пятёрке лучших в мире. Сейчас же они - последние в ЕС и ниже среднего по сравнению с другими странами мира. [Экономисты] Ричард Ран и Рональд Атт, [разработавшие экономические реформы для Болгарии в 1990 году], уже в то время советовали нам не менять систему образования, поскольку она являлась в Европе образцовой. А теперь снова приходят американцы и заявляют: ваша образовательная система никуда не годится.»
Подписывайтесь на наш канал в дзене, а также на фейсбуке.
Читаем мы больше, только в смысл не вникаем
За потоком слов мы не видим связного текста, - таков комментарий издания Avvenire:
«Чтение и, в первую очередь, понимание прочитанного - это вопрос, который касается всех нас - в том числе и взрослых. В силу того, что мы всё больше имеем дело с краткими текстовыми сообщениями по цифровым каналам (смс, электронные письма, Flash-смс и так далее), а также сами пишем без знаков препинания, зато с кучей смайликов и сокращений, а то и вовсе надиктовываем наши тексты, - мы постепенно утрачиваем навыки чтения и письма. ... Парадокс: на нас обрушивается лавина информационных раздражителей, каждый день наш мозг поглощает тысячи слов. Это намного больше текста, нежели доставалось предыдущим поколениям. Нынешние подростки, без сомнения, пробегают глазами гораздо больше слов, чем их сверстники 20 или 50 лет назад. Однако среднее качество современного чтения гораздо ниже: наш мозг не углубляется в содержание текста, а скользит по поверхности.»
Постоянно отвлекаются на смартфон
Согласно результатам недавнего исследования PISA, бельгийские школьники снова отличились - и не с лучшей стороны. Издание De Standaard обеспокоено этим фактом и в поисках причин выходит за пределы школы:
«Важно взглянуть за рамки того, что происходит в школе и рядом с нею. Результаты исследований PISA за последние 20 лет свидетельствуют о том, что общество неузнаваемо изменилось. Не только благодаря многообразию, но и за счёт развития технологий. В пределах досягаемости школьников всегда имеется экран, овладевающий их вниманием. И мы все понимаем, что срочно нуждаемся в притоке идей, которые помогут что-то изменить - в противном случае дискуссии не выйдут за пределы идеологических споров. Учителя в любом случае должны стать частью решения проблемы. И не повредит почаще прислушиваться к их мнению!»
Подписывайтесь на наш канал в дзене, а также на фейсбуке.
Наш сайт: https://www.eurotopics.net/ru/