Специально к началу выставки Non/Fiction в Москве Евгения Журавлева, директор департамента прикладной литературы издательства АСТ – «АСТ Nonfiction» выделила главные тренды литературы нонфикшен в наши дни.
Тренд 1 – молодость
Всегда считалось, что нонфикшен и интеллектуальная литература – это фундаментально и нетленно. Мы знаем авторов исследовательских трудов и ценим их в любом из направлений – будь то математика, философия, социология, литература. И сегодня все эти авторы… почетно отправляются на дальнюю полку громоздкого книжного шкафа. В нем плотно закрываются двери – и залезать в этот шкаф нам уже неинтересно.
На сцене – люди другого поколения. Они переосмысливают фундаментальное, берут главное и, натягивая полученный «скелет» на современную реальность, делятся своими выводами со своей аудиторией. И что мы видим? Оказывается, вовсе не РАН, и не сайты Министерства просвещения или Географического общества собирают миллионы.
Сегодня в тренде – авторы и лидеры мнений из поколения Y и даже Z. Именно они задают интерес к нонфикшену. Они сами делают из него контент и формируют читательскую аудиторию. Эта аудитория, к слову, многочисленная, и сама обратится к классикам. Если захочет. Главный тренд современного нонфикшена – молодость.
Появились очень молодые авторы, и появилась большая читательская аудитория – тоже молодая. Все они не хотят читать том на третьей полке справа. Они хотят, чтобы кто-то дал им концентрат информации, вытащил то, что живо, желательно проверил – и поделился: ребята, это работает, смотрите.
• Александра Митрошина «Продвижение личных блогов в Инстаграм: пошаговое руководство»
• Василий Аккерман «По любви. Грязный стиль»
• Дмитрий Кудряшов, Евгений Козлов «Администратор INSTAGRAM: руководство по заработку»
• Анастасия Постригай «Влюбиться в искусство: от Рембрандта до Энди Уорхола op_pop_art»
• Антонина Лобачева «Лобачева проджект. Как заработать миллион и не заметить»
Тренд 2 – не упрощение, а новый тип восприятия
Сегодняшняя молодежь ни дня не прожила без смартфона и интернета. Для них это – такая же данность, как и то, что деревья растут, а трава – зеленая. У людей поколения Z определенный тип восприятия, реакции, считывания информации. У них рецепторы другие. Злой скажет – клиповое сознание, умный – способность многофункционального восприятия за минимальное количество времени. Молодые люди считывают информацию за 5 минут: картинка, текст, все понятно. У них нет времени разбираться в сложносочиненном Толстом, они – улавливают суть.
Перед созданием книги лидер мнения должен превратить коммуникацию в книжную форму, пройти определенный серьезный путь систематизации, редактирования, потому что слово, зафиксированное в книге, – это немного иное, чем в смс. Более того, книга – это еще и документ. Из книги слов не выкинешь. Это – некая квинтэссенция, которую прописывает автор для читателя. Книга становится таким же способом коммуникации, как и любой другой.
• Полина Масалыгина «Великий русский» и «Могучий русский»
• «Я люблю русский язык!»
• Наталья Лэнг «Англия, которую вы не знали.
Тренд 3 – гуманитарии-математики и математики-гуманитарии
Старый постулат, что есть «физики», а есть «лирики», уже не работает. Мы издаем и продаем много гуманитарных книг для технарей и наоборот. Сегодня одни хотят познать других, и мы им в этом помогаем. Чтобы гуманитарию был понятен технический язык, его нужно «разбавить» визуалом, эмоцией. Если говорим про технических людей, им важно, чтобы не было «воды», а были таблицы, инфографика, цифровая доказательная база. Вот эта ядреная смесь оказывается продаваемой. Это говорит об универсальности сегодняшнего мышления и об универсальности сегодняшнего восприятия.
• Алексей Марков «Хулиномика 3.0: хулиганская экономика. Ещё толще. Ещё длиннее»
Тренд 4 – эмоция и ирония
В нонфикшен ворвалась эмоция. Если раньше было достаточно аргументации, комментариев, интересных умозаключений, то сегодня должна быть эмоция – авторская, издательская. Соответственно, как часть эмоции ворвалась и ирония. Поставить под сомнение какие-то вещи – невежливо по отношению к мэтрам. И единственный способ, который позволяет это сделать, – пропустить мысль через иронию и самоиронию. Как только мы запустили улыбку, можно запустить и сомнение, и оно будет услышанным.
• Юрий Вафин «ГОВОРИТ ВАФИН»
Тренд 5 – от общего к частному
Абсолютно новый тренд, который не поддается объяснению – бешеный интерес к узким темам.
Всегда считалось, что чем шире по теме книга, тем больше у нее будет тираж и аудитория. «Большая энциклопедия по воспитанию детей» всегда продавалась лучше, чем, например, книга о том, как вырастить хорошую девочку или хорошего мальчика. Общее всегда превалировало над частным.
В последний год мы видим, что узкая тема побеждает общую. Раньше были «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» – книга о любви. Сегодня – «Бывшие» Наташи Красновой. Есть любовь – в ней есть расставание – в нем есть бывшие. И мы взрываем рынок бестселлером.
Раньше считалось, что человек вынужден купить большое, чтобы найти информацию, которая ему нужна и близка. Понятно, что если у тебя аудитория 100 тыс. и в книге 10 глав, то с точки зрения арифметики аудитория каждой главы – 10 тыс. У каждой главы аудитория должна быть меньше, чем у книги. Но жизнь показывает другое. И это противоречит нашему предыдущему опыту, а ведь мы попробовали еще не все темы сегментировать. Но то, где попробовали, уже сработало. Интерес к кирпичику сегодня явно больше, чем к фасаду всего здания.
• Ольга Белоконь «Я беременна, что делать?»
• Доктор Регина «Я не люблю сладкое»
• Василий Генералов «КетоДиета. Есть жир можно!»
• Ольга Перцева «неНумерология: анализ личности»
• Марии Буше «Элегантность в однушке. Этикет для женщин»
• Тина Канделаки «PRO лицо»
• Иван Филиппов «В следующих сериях. 55 сериалов, которые стоит посмотреть»
• Ильяхов Максим, Маскелиаде Антон «Твой первый трек»