Найти в Дзене
Петербургский Дюма

О ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛАХ

...или как писать и оценивать художественный текст.

Джеймс Фенимор Купер (1789-1851) хорошо знаком российским читателям. Его лютая графомания про индейцев не раз переведена и даже экранизирована. Феномен интереса к такому чтиву достоин отдельного изучения, а здесь речь о другом.

В обширной разгромной статье "Литературные грехи Фенимора Купера" писатель и журналист Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, также известный как Марк Твен (1835-1910), сформулировал 18 законов, обязательных для художественной литературы (оговорившись, что их в действительности 19 или даже 22).
Отмечая соблюдение или несоблюдение автором этих законов, можно
быстро и объективно оценить любую писанину.

1) Роман должен воплотить авторский замысел и достигнуть какой-то цели.

2) Эпизоды романа должны быть неотъемлемой его частью, помогать развитию действия.

3) Героями произведения должны быть живые люди (если только речь идет не о покойниках), и нельзя лишать читателя возможности уловить разницу между теми и другими.

4) Все герои, и живые и мёртвые, должны иметь достаточно веские основания для пребывания на страницах произведения.

5) Действующие лица должны говорить членораздельно, их разговор должен напоминать человеческий разговор и быть таким, какой мы слышим у живых людей при подобных обстоятельствах, и чтобы можно было понять, о чём они говорит и зачем, и чтобы была хоть какая-то логика, и разговор вёлся хотя бы по соседству с темой, и чтобы он был интересен читателю, помогал развитию сюжета и кончался, когда действующим лицам больше нечего сказать.

6) Слова и поступки персонажа должны соответствовать тому, что говорит о нём автор.

7) Речь действующего лица в начале абзаца, позаимствованная из роскошно переплетённого, с узорчатым тиснением и золотым обрезом тома "Фрейд-тип", не должна переходить в конце этого же абзаца в речь комика, изображающего безграмотного негра.

8) Герои произведения не должны навязывать читателю мысль, будто бы грубые трюки, к которым они прибегают по воле автора, объясняются "сноровкой обитателя лесов, удивительно тонким знанием леса".

9) Герои должны довольствоваться возможным и не тщиться совершать чудеса. Если же они и отваживаются на что-нибудь сверхъестественное, дело автора представить это как нечто достоверное и правдоподобное.

10) Автор должен заставить читателей интересоваться судьбой своих героев, любить хороших людей и ненавидеть плохих.

11) Авторская характеристика героев должна быть предельно точна, чтобы читатель мог представить себе, как каждый из них поступит в тех или иных обстоятельствах.

Кроме этих общих требований, существует и несколько более конкретных. Автор обязан:

12) сказать то, что он хочет сказать, не ограничиваясь туманными намёками,

13) найти нужное слово, а не его троюродного брата,

14) не допускать излишнего нагромождения фактов,

15) не опускать важных подробностей,

16) избегать длиннот,

17) не делать грамматических ошибок,

18) писать простым, понятным языком.

Вряд ли надо специально уточнять, что подавляющее большинство современных произведений литературы, не говоря уже об интернет-публикациях (даже самых ми-ми-ми-умилительных и облайканных), нарушают большинство этих простых и разумных правил.

Так что Фенимор Купер не одинок.
Впрочем, как и Марк Твен.

-2