Большинство учёных склоняется к мнению, что Хорс имеет иранское происхождение и инороден славянскому миру , однако при этом он был включён в пантеон , созданный князем Владимиром. Возникает вопрос , а был ли Хорс чужеродным богом или являлся древним славянским божеством , родным и близким русскому человеку? Споры учёных мужей продолжаются до сих пор , но однозначного ответа на этот вопрос пока нет.
В Лаврентьевской летописи, содержащей вторую редакцию « Повести временных лет», в записи от 980 года , говорящей о начале правления князя Владимира Святославича, книжник пишет : «И нача княжити Володимеръ въ Киев единъ и постави кумиры на холму внъ двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а усъ златъ, и Хърса Дажьбога, и Стрибога , и Симарьгла и Мокошь». Интересный момент— имена Хорса и Дажьбога в тексте не разделены союзом и , по мнению многих учёных, это доказывает , что Хорс и Дажьбог имена одного и того же солярного божества. В Ипатьевской же летописи, второй по древности после Лаврентьевской, между именами Хорса и Дажьбога переписчик поставил союз «и», однозначно разделив два имени . На основании этих разночтений в учебном мире разгорелся спор можно ли считать Дажьбога и Хорса одним богом ,для обозначения которого использованы разные эпитеты , либо это два разных солярных божества Владимирова пантеона, кумиры которых помещались рядом. Эта тема в учёных кругах до сих пор считается открытой к обсуждению. Я могу, лишь, привести некоторые рассуждения на этот счёт.
Хорс был одним из наиболее известных древнерусских богов. В письменных источниках домонгольского периода частота упоминаний Хорса сопоставима с частотой упоминаний самых почитаемых на Руси богов— Перуна и Велеса. Такое внимание к Хорсу , говорит о его особой популярности на Руси в период перед принятием христианства и ставит в один ряд с основными божествами восточных славян. Имя Хорса , кроме «Повести временных лет», встречается в двух книжных источниках, повествующих о разрушении Владимирова языческого пантеона в Киеве перед массовым крещением горожан. О низвержение идола Хорса повествует « Память и похвала князю Рускому Володимеру…» , произведение датируемое третьей четвертью одиннадцатого века. Некий монах Иаков пишет, что князь «крести же и всю землю Рускую от конца и до конца, и поганьскыя богы, паче же и бесы, Перуна и Хъроса и ины многы попра …»
Второе сообщение мы находим в древнейшем опубликованном на сегодня списке Проложного Жития Владимира, сохранившемся в Болгарском рукописном фрагменте тринадцатого века , восходящем к более древнему русскому письменному документу. Согласно сообщению , вернувшийся из Корсуни в Киев великий князь « изби вся идолы. Перуна. Хорса. Дажьбога. И Мокошь, и прочая кумиры».
В отдельную большую группу источников, упоминающихся Хорса, можно выделить различные поучения против язычества и проповеди святых отцов, направленные против двоеверия. Это и « Слово некоего Христолюбца», где Хорс упомянут дважды, и « Слово святого Григория изобретено в толъцех о том, како первое погани суще языци кланелися идолом и требы им клали, то и ныне творят» , датируемое 11-12 веком. Более поздним по времени своего создания , является « Слово святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константина града, о том , как первое поганые веровали в идолы и требы им клали и имена им нарекали». Хорс упомянут в первой части этого произведения в следующем контексте : « Горе вамъ… человечи, забывшего страха Божия небрежениемъ, и крещения отвергошася и приступиша к идоломъ и начаша жрети молнии , и грому, и солнцю, и луне. А друзии Перену, Хурсу, виламъ и Мокоши, упыремъ и берегынямъ…» Существуют и другие древнерусские тексты , где говорится о Хорсе. Показательной особенностью таких произведений является тот факт, что имена Хорса и Перуна, образуют в них устойчивую связку и, только в одном случае , в « Слове святого Григория» , между ними вклинивается имя Велеса. Таким образом, Хорс осознаётся русскими книжниками, как божество сопоставимое в величии, и равное по популярности с Перуном. Возникает закономерный вопрос— почему таким авторитетом пользовался чужеплеменный солнечный бог?
Почему русские книжники не употребляют исконно славянское имя —Дажьбог, пользуясь иранским именем Хорс? Тот же вопрос встаёт, если принять предположение о том, что Дажьбога и Хорс одно божество обозначаемое двумя именами.
Все вышеприведённые проповеди относятся к до монгольскому периоду и их авторы должны были обличать реальные языческие культы, обряды и обычаи, которые продолжали существовать и с которыми церкви приходилось вести постоянную борьбу. Следовательно культ Хорса существовал на Руси в первые века после принятия христианства и пользовался значительной популярностью. Если же, Хорс почитался в народной среде, то можно предположить что он был для славян родным и привычным богом. Возможно что речь идёт не о заимствовании его культа у иранских народов , а о древности почитания, уходящей корнями к общности арийских племён. Если исходить из того, что славянские и иранские народы произошли от одного пранарода, то вероятно , Хорс являлся одним из древнейших богов, который присутствовал, как в верованиях славян так и в верованиях иранских народов. К тому же в свете лингвистических исследований было выяснено , что есть исконно русские слова с корнем «хоро», означающим круг или колесо. Отсюда слова хоровод , круговой обрядовый танец, имитирующий движение солнца по небосклону и слово хоромы. Сродный корень «коло», также имеет значение круга образуя слова колесо, коловрат. Известно что у славян корень « коло» употреблялся применительно к солнцу и его круговому движению по небу. На основании этих данных мы можем предположить что Хорс почитался как персонификация солнечного диска и был связан с движением солнца и сезонными солнечными циклами. В таком случае функционально Хорс был похож на греческого бога Гелиоса . Подтверждение этому мы находим в « Слове о полку Игореве», где наиболее рельефно показан характер Хорса , как специально солярного божества. « Всеславъ князь людемъ скдяше, княземъ грады рядяше , а самъ въ ночъ влъкомъ рыскаше : изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь пресыскаше». Князь Всеслав, выйдя из Киева и, обернувшись волком, за ночь успевал преодолеть расстояние , отделявшее его от Тмуторокани. Путь его лежал примерно с севера на юг, и князь-оборотень пересекал путь «великому Хорсу», дневному светилу Солнцу , которое начинает утром свой путь с востока на запад. Только при понимании Хорса , как бога Солнечного диска, данное место повествования приобретает логически стройное звучание.
Упоминается Хорс и в более поздних апокрифических сказаниях , отражавших представления «народного христианства» , тесно связанного с языческими верованиями древности. Тот факт , что солнечный Хорс фигурирует в письменных памятниках на протяжении всего средневековья , говорит о принадлежности его к исконно славянским богам, которым продолжали поклоняться долгое время после принятия христианства. Среди других языческих богов Хорс называется в ряде вторичных и третичных источников: в «Записках о Московии» австрийского дипломата С. Герберштейна от 1549года, « Синопсисе» И. Гизеля и Густинской летописи , относящейся к концу семнадцатого века.