Федеральная Антимонопольная служба (ФАС) предлагает внести новую маркировку товаров западных компаний "Произведено для российского потребителя". В частности, в статье РБК речь идет о шоколаде Lindt и стиральных порошках Ariel и Persil. Роспотребнадзор сравнил образцы с российского рынка с западными образцами и с удивлением обнаружил большую разницу в составе образцов.
Провожу собственное расследование.
Настоящий швейцарский шоколад
У компании Lindt 12 заводов в мире и незаявленное количество поставщиков в Африке, Индонезии и Эквадоре. Не вижу ничего необычного в том, что конечный продукт отличается в разных магазинах.
Сравним цены. В Ашане 100-граммовая плитка Lindt Excellence cтоит 210 руб (почти 3 евро), сейчас продается со скидкой за 99 руб (1,4 евро). В голландской сети супермаркетов Albert Heijn (для краткости АН, из дорогих) эта же плитка стоит 1.69 евро без всякой скидки. При условии, что оригинальный шоколад европейского производства экспортировали в Россию, наценка, пожалуй, высоковата разве что закупщики Ашана отоваривались прямо в европейских супермаркетах (шучу конечно).
Я также попыталась сравнить пищевую и энергетическую ценность, но сразу оговорюсь - особого доверия к информации на веб-сайтах супермаркетов не питаю. Итак, заявленная калорийность 520 ккал (Ашан) и 566 ккал (АН). Белки 8 г (Ашан) и 9.5 г (АН).
Мой вывод по шоколаду Lindt. Ничего, кроме завышеной розничной цены, инкриминировать не выйдет.
Стиральные средства Persil
В отличие от шоколада, у компании Хенкель 10 заводов только в России. Но порошки какого производителя тестировались, в статье РБК, конечно же, не указали. Примем за рабочую гипотезу, что в России стиральное средство российского производства, а в неуказанной стране Европы - какого-то европейского завода.
Гель для стирки в Ашане производителя Хенкель-Рус стоит 548 руб (7.72 евро) за бутыль 1.3 литра. В голландском магазине литровая бутыль стоит 7.79 евро. То есть в России за ту же цену можно купить на 30% больше продукта. Казалось бы. На обеих бутылках написано, что содержимого достаточно на 20 стирок. То есть объем разный, но для достижения того же результата расход российского средства должен быть выше. В результате цена за 20 стирок одинаковая. Однако в голландском магазине можно купить 2 упаковки за 7 евро, а 4 - за 10! Это реальная экономия, тем более что можно набрать разные варианты.
В нюансы состава вдаваться нет смысла - у продуктов явно разная концентрация.
Мой вывод по Персилу. Роспотребнадзор прав лишь отчасти - продукт для российского рынка, произведенный на российском заводе, действительно отличается от европейского по составу, но инструкция к стирке не обманывает - все те же 20 стирок.
Интересно, что РБК ссылается на скандал восточно-европейских стран о составе продуктов. В рыбных палочках в Словакии на 9% меньше рыбы, чем в Австрии. Было ли честным сравнение по цене? Осталось загадкой.