Найти тему

Девелоперы не ждут перемен, они ими живут. Предварительные итоги 2019 года

2019 год для рынка недвижимости стал переходным периодом. Прежняя модель долевого строительства утратила свою актуальность и в игру вступила новая – использование проектного финансирования и эскроу-счетов.

ЖК «Серебряный парк»
ЖК «Серебряный парк»

По мнению Рустама Арсланова, директора департамента продаж ГК «Гранель»,

для застройщиков этот переход стал достаточно напряженным, более того, попытка получить проектное финансирование закончилось успешно далеко не у всех – изменение правил, как лакмусовая бумажка, выявила слабых застройщиков, что повлекло за собой череду банкротств.

«Таким образом, мы увидели начало процесса «укрупнения» рынка: уменьшение количества игроков и, как следствие, переток покупателей к более сильным и более надежным застройщикам», – отмечает эксперт. В связи с этим, цены на жилье стали расти еще в начале 2019 года.

Что касается «спада» продаж и ипотечных кредитов, о которых сейчас говорят, то, действительно, в целом рынок немного просел в связи с тем, что небольшие компании-застройщики покидают его или уменьшают свои объемы продаж, отмечает Рустам Арсланов. Однако, крупные надежные компании, наоборот, свои объемы увеличивают. И именно это является самой главной тенденцией уходящего 2019 года, которая будет актуальна и в 2020 году.

Рустам Арсланов
Рустам Арсланов

«Действительно 2019 год прогнозировался как период сложных испытаний для девелопмента, – подтверждает Андрей Колочинский, управляющий партнер «ВекторСтройФинанс». – Но, несмотря на всеобщую панику, предшествующую переходу, благодаря принятым послаблениям большинство застройщиков продолжило работать по старой схеме. Так, согласно данным Росреестра за январь – октябрь только 20% ДДУ было заключено с использованием эскроу-счетов.

В ожидании «потрясений» в отрасли первое полугодие 2019 года было отмечено высоким, даже порой ажиотажным, спросом на новостройки, однако второе полугодие показало стабилизацию спроса, резюмирует Анна Соколова, директор по маркетингу ГК «Инград».

О покупателях и о себе

«В целом в 2019 году рынок новостроек Москвы был ориентирован на покупателя. Достаточно активно расширялся инструментарий приобретения квартир: застройщики объединялись с банками в целях улучшить условия ипотечного кредитования, предлагали различные варианты рассрочек, использовали для стимулирования продаж акции и скидки», – продолжает эксперт.

Серьезных изменений в портрете покупателя не случилось. Единственное, на что обращают внимание застройщики, – рост доли более молодых клиентов. «Если в 2018 году в наших проектах на покупателей в возрасте до 30 лет приходилось примерно 15% продаж, то теперь их доля стремится к 20%. Особенно заметно омоложение покупателей в подмосковных новостройках компании – «Новое Медведково» и «Новое Пушкино», где доступные цены на квартиры в совокупности с привлекательными условиями покупки дают возможность приобрести жилье даже имея ограниченный бюджет», – делятся статистикой в ГК «Инград».

Анна Соколова
Анна Соколова

Надо сказать, что современный покупатель становится более требовательным, чтобы его привлечь, нужно действительно тщательно продумывать каждую мелочь. Например, все больше требований предъявляется к отделке квартиры. Подстраиваясь под запросы покупателей и формируя более качественный и разнообразный продукт, ГК «Инград», например, впервые в 2019 году начала продажу квартир с ремонтам в проектах бизнес-класса «Серебряный парк» и RiverSky. Причем эта отделка по праву может быть названа премиальной, ведь она включает действительно качественные материалы и оборудование от брендов с мировым именем Nicolazzi, Villeroy&Boch, Gira, Margaroli и т.д.

Кроме того, все активнее в свои проекты девелопер включает квартиры евро-планировок, ведь современные покупатели много путешествуют и евро-квартиры их не пугают, напротив, рациональное мышление заставляет их обратиться именно к таким форматам.

«Все больше становится сторонников здорового образа жизни, появляется более выраженный запрос на спортивную инфраструктуру, – говорит Анна Соколова. – Мы отвечаем на него тем, что предусматриваем в своих проектах беговые и велосипедные дорожки на территории, площадки для занятия йогой, столы для пинг-понга, воркаут-комплексы, разработанные при участии профессиональных спортсменов.

Видоизменяются и требования к инфраструктуре. Сегодняшнему покупателю не достаточно просто иметь магазин на первом этаже своего дома. Ему нужна актуальная инфраструктура: барбершопы, магазины натуральных продуктов, кофейни. Это заставляет застройщиков тщательнее подходить к инфраструктурному направлению своих проектов.

ЖК RiverSky
ЖК RiverSky

Все это плоды обострившейся конкуренции, уверен Рустам Арсланов, чтобы удержать покупателя застройщики, в первую очередь, конкурируют качеством строительства, а также качеством жизни, которое они стараются обеспечить в своих жилых комплексах.

Практически каждый проект сегодня становится не просто домом, а именно многофункциональным пространством, в котором будет удобно и комфортно жить.

«Более того, новые технологии начинают диктовать свои требования, поэтому мы можем уже сейчас видеть, что большинство проектов оснащены wi-fi, дизайнерскими МОПами, электророзетками, функциональной организацией общественного пространства», - подчеркивает эксперт.

Итоги, тенденции, прогнозы

По предварительным прогнозам Минстроя, к концу 2019 года ожидается небольшой рост объемов жилищного строительства в стране. «Так, за первое полугодие да было введено 30,1 млн кв. м жилой недвижимости, что на 3,7% превышает показатели аналогичного периода 2018 г, - приводит данные министерства Андрей Колочинский, управляющий партнер «ВекторСтройФинанс».

Неравномерно развивался рынок ипотечного кредитования. Так с начала года до марта ставки по ипотеке росли, в марте средневзвешенная ставка равнялась 10,6% годовых. Затем благодаря снижению темпов инфляции и ключевой ставки ЦБ кредитные организации взяли на курс на уменьшение ставок. Так, с апреля по ноябрь все крупные банки скорректировали ставки в среднем на 1,3 п.п., и уже к концу ноября ставки достигли уровня менее 9% (средневзвешенная ставка равна 9,6%).

ЖК  "Достижение"
ЖК "Достижение"

В течение всего года на рынке новостроек массового сегмента отмечался рост средней стоимости квадратного метра. В течение каждого месяца, кроме января, цена повышалась примерно на 1%. Так, по итогам года рост цен может составить 10-11%. Планомерное повышение цен отрицательно сказывается на покупательской активности и даже доступная ипотека не всегда способна помочь. Реальные доходы населения снижаются не первых год подряд, в текущей экономической ситуации не все люди, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут откладывать на первоначальный взнос, а затем исправно вносить платежи по кредитам. Сегодня покупатели находятся в ожидании новогодних акций и скидок от застройщиков, которые традиционно активизируют спрос в декабре.

 Андрей Колочинский
Андрей Колочинский

«Помимо скидок и акций, чтобы привлечь внимание покупателей к своему проекту, девелоперам приходится тщательно работать над продуктом. В последнее время в числе ключевых факторов, определяющих решение о покупке квартиры, помимо бюджета и локации стоит отметить функциональность планировочных решений и комфортную среду, – отмечает Андрей Колочинский. – Застройщики новых проектов вынужденно оптимизируют площади квартир, в качестве яркого примера, подтверждающего эту тенденцию, стоит вспомнить появление на рынке студий площадью 11 кв.м. Возвращаясь ко второму фактору, стоит отметить, что теперь покупатели выбирают не квадратные метры, а среду проживания. Они небезразличны к дополнительным бонусам, которые можно получить при покупке квартиры – бульвар или парк с ландшафтным дизайном возле дома, площадку для выгула собак, коворкинг на первом этаже, бесплатный WiFi на территории комплекса и т.д.».

Еще об одной заметной тенденции рынка нам рассказали в компании ПИК. Речь идет о диджитализация производственных и бизнес-процессов. Строительство – одна из наиболее консервативных и наименее «оцифрованных» отраслей, где есть огромный потенциал для применения инновационных технологических продуктов.

ПИК – один из немногих девелоперов, кто видит этот потенциал и всесторонне подходит к диджитализации производства, продуктов и сервисов. «Мы научились быстрее и грамотнее выстраивать системы контроля качества и управлять рисками. Благодаря внедрению цифровых решений, за последний год компания увеличила производительность труда на строительных площадках на 49%, на заводах – на 45%», – подчеркивают в эксперты.

Девелоперы, понимающие важность развития новых технологий, уже сегодня предлагают инновационные и технологичные решения своим покупателям. В ноябре этого года тот же ПИК совместно с Яндекс представил систему умного дома Пик.Смарт. Если раньше технические решения компании затрагивали в основном цифровизацию сервисов (оформление ипотеки онлайн, ПИК-Аренда, ПИК-Брокер, ПИК-Ремонт), то теперь в компании перешли и к цифровизации продукта.

Словом, наступающий год явно порадует нас новыми прорывными идеями в этой сфере, поскольку начатые преобразования в строительной отрасли становятся уже необратимыми.

Виталий Простаков