Найти тему
Лабиринты времени.

Баба Яга у славян, часть 1.

Существует ещё один персонаж в славянской мифологии которому ученые отказывают в должном почтении. По общепринятому мнению Баба Яга является героем русских народных сказок и не более того. Однако факты штука упрямая и они говорят совершенно о другом. Давайте попробуем разобраться , кем же на самом деле была злобная старуха в древности, и не могла ли она являться старейшим олицетворением Богини Матери. Наверное никто не будет оспаривать древность образа Бабы Яги, настолько архаичного ,что невозможно даже четко интерпретировать все атрибуты принадлежащие ей. Этот персонаж пришел к нам из каменного века , когда человек ещё не освоил земледелие и занимался преимущественно охотой и собирательством. Именно поэтому Баба Яга имеет такой кровожадный нрав и достаточно неприглядный внешний вид. Представления людей о божественном в ту далекую эпоху кардинально отличались от наших с вами. С течением времени на первоначальный образ Яги накладывались представления других эпох , отношение людей так же менялось . Из Богини которой поклонялись, Яга постепенно превращалась в отрицательный персонаж волшебных сказок. Уже к моменту принятия христианства на Руси образ лесной старухи носил резко отрицательный характер и был вытеснен из мифологического пространства , в пространство сказочное. Такое вытеснение произошло в результате отмирания охотничьих традиций и первобытного общинно-матриархального уклада внутри славянского общества. Обряды исполнявшиеся при отправлении культа Яги стали казаться в новом обществе , сначала — ненужными , затем — неуместными и наконец — просто дикими.  Так и образ Богини стал отрицательным , затем она потеряла божественный статус перейдя в разряд низшей демонологии , начав ассоциироваться с духом хранителем границы между миром живых и миром мертвых . Заключительным этапом деградации образа Яги стало её , превращение в злую колдунью , варящую страшные зелья на лесной поляне и похищающую детей с целью их сожрать. Нельзя сказать, что Яга в древности отличалась мягким и кротким нравом и была молодой красавицей , как пытаются показать неоязычники . Нельзя так же думать что обряды совершавшиеся в честь лесной Богини отличались большим гуманизмом и человеколюбием , но пока они были обоснованы необходимостью и объяснены мифом , древнее общество смотрело на них без осуждения . Так в наше время обряд обрезания при инициации молодежи может вызывать некоторую настороженность , однако для верующих он необходим как подтверждение завета заключенного между Богом и людьми . Так и в старые времена , ритуал обоснованный мифом воспринимался как нечто необходимое и само собой разумеющееся. С началом эры земледелия Баба Яга не сразу утратила свою религиозную и мифологическую значимость , она переняла атрибуты ассоциирующиеся с очагом и выпечкой хлеба. В наше время странно видеть как ступа, пест и печь, символы домашнего уюта и благополучия могут быть неразрывно связаны с отрицательным сказочным героем . Здесь налицо явная нестыковка ,выдающая сравнительно позднюю по времени демонизацию образа Бабы Яги. Для того чтобы разобраться в образе Бабы Яги нам необходимо будет вернуться в глубину веков и начать с самого начала. Археологических данных и письменных источников относительно Бабы Яги не сохранилось , поэтому нам придётся пользоваться фольклорными и этнографическими материалами. Первый вопрос на который мы должны ответить — где собственно живет Яга.?  Ответ простой — она живет в лесу , в избушке на курьих ногах. Изначально лес в понимании наших предков представлялся общим домом для всех живых существ , включая и человека. В те далекие времена не было представления о лесе как о чуждом человеку пространстве, наши предки жили в лесу и он был для них родным и знакомым. Кардинальный перелом наступил после того как люди начали строить постоянные поселения , создавая свой собственный мир , лес стал чужим и опасным местом , населенным пугающими существами и душами умерших. В этот момент образ Бабы Яги претерпел первую трансформацию . Из Богини ( скорее можно говорить об образе Хозяйки ), являвшейся матерью для животных и людей , она становится хранительницей границы между миром человеческим и лесом , ассоциирующимся с миром мертвых. Начинается переход от охоты к земледелию и на первый план выходит культ поклонения Матери Сырой Земле с ритуалами , наполненными эротизмом. Богиня Мать затмевает собой образ древней Хозяйки леса, а культ плодородия становится основным для общества земледельцев , вытеснив ритуалы охотничьей магии и жестокие обряды инициации , присущие первобытному обществу и связанные с Хозяйкой леса.