Найти тему
Лабиринты времени.

Мать Сыра Земля, часть 2.

Плодовитость и плодородие земли имели самую тесную связь в представлении древних славян. Существовали обычаи ритуального совокупления на свежевспаханном поле. Джо Фрезер в " Золотой ветви " приводит примеры подобных обычаев у славянских народов , бытовавших до середины девятнадцатого века ( интимные подробности автор при этом опускает). В течении лета плодовитость земли  поддерживалась при помощи священных оргий на полях, которые должны были способствовать рождению богатого урожая. Вот например , что пишет о ночи 24 июня игумен Памфил : " Мало не весь град взметётся и взбесится , стучат бубны и глас сопелий и гудут струны , жёнам же и девам плескание и плясание , главам их кивания , устам их неприязненен клич и вопль , всескверненные песни , бесовская угодия свершахуся , и хребтом их вилянием, и ногами их скакание и топтание; туже есть мужем же и отроком великое прелщение и падение , но яко на женское и девическое шатание блудное им возърение , тако же жёнам мужатым беззаконное осквернение и девам растление". Там где христианский священник видел только разврат и свальный грех , люди видели необходимость дать  помощь плодородию Матери Сырой Земли. Подобные оргаистические ритуалы давали толчок силам природы , человек во время проведения обряда утрачивал свою индивидуальность и, сливаясь со всей природой в единый космический организм , давал мощный импульс силам плодородия земли.

Огромное значение Земле предавалось и в представлениях о смерти и посмертной судьбе человека. Часто в древнейших захоронениях , покойника укладывали в позе эмбриона. В таких обрядах умерший возвращался в утробу Матери Сырой Земли с надеждой на дальнейшее перерождение. Отголоски обряда видны в обычае одевать чистое бельё при ощущении приближения смерти. Человек должен вернуться в лоно Матери Сырой Земли во всём чистом и с такими же чистыми помыслами. Принимающая покойника земля считалась священной , поэтому все присутствующие на похоронах стремились приложить к ней руку, чтобы оградиться от будущих напастей и неприятностей. В наше время следы ритуала видны в обычае бросать горсть земли на опущенный в могилу гроб.  В Русском фольклоре сохранилось множество поговорок указывающих на неразрывную связь человека и его матери Земли. " От земли взят , землёй вскормлён , в землю пойду ", или " Всякому человеку — и доброму , и худому — земля приют даст" , или " ве живёшь маешься , бездомником скитаешься , умрёшь — свой дом в сырой земле найдёшь". Обратившись к этнографическому материалу, мы можем найти множество подобных пословиц и присловий :" Кому земля— мать родная , кому — родимая матушка , а кому и мачеха ; да всё как время придёт , и пасынка к сырой груди прижмет , не оттолкнёт , не погубит — к себе возьмёт , на вечные веки приголубит ". От лежащих в земле предков зависело плодородие земли и обильные дожди. Отсюда и обычаи просить у предков при засухе ниспослания благодатного дождя. 

Было время на Руси когда присяга с именем земли или клятва с куском вырезанного дёрна на голове , считалась священной. Ещё в древнеславянском переводе "Слова Григория Богослова " , сделанном в одиннадцатом веке , встречается такая самовольная вставка переводчика :"  Ов же дърън въскроущь на главе покладая присягу творить..." . В писцовых книгах Сольвычегородского монастыря значится : " И в том и дан суд , и с суда учинена вера , и ответчик себе на голову , отвёл той пожне межу..." . Много можно было бы найти подобных свидетельств о земной присяге в других письменных источниках Древней Руси. Только в шестнадцатом веке эта присяга была заменена хождением по спорной меже с иконою Богоматери на голове. В христианской традиции именно с Богоматерью и ассоциируется Мать Сыра Земля и такое сближение образа языческой богини и Матери Иисуса Христа мы можем проследить как в крестьянских ритуалах так и в Русском фольклоре , а так же и в христианских апокрифах. Однако в некоторых из них образ Матери Сырой  Земли четко выделен. Например :

Перва мать — Пресвятая Богородица ,

Вторая мать — сыра земля ,

Третья мать — как скорбь приняла .

Аще Пресвятая Богородица помощи своей не воздаст ,

Не может на земле ничего вживе родиться :

Ине скот , и ни птица , ни человеком быть .

Аще да святая Богородица да помощи воздаст .

Может всякая тварь на земле вживе родиться :

Скот , и птица , и человеком быть.

В этом апокрифическом стихе прослеживается тенденция к созданию святой троицы, но при этом абсолютно отличной от христианской. В других же духовных песнопениях Богородица прямо ассоциируется с Матерью Сырой Землёй :

Яже неделанная земля , Делателя рождши и всех Зиждителя ... ( Октоих , глас 8 воскресенье  , песнь 6)

Земле благая , благословенная Богоневесто , класс прозябшая неоранный и спасительный миру ... (Канон ко святому причащению , песнь 1 , богородичен)

Мы встречаем в этих текстах не сравнение Богородицы с землей , как в народных представлениях, а прямое отождествление двух этих женских начал. Христианские идеологи сознательно переносили качества  Матери сырой земли на Мать Иисуса Христа, добиваясь таким образом замены языческого мифа , мифом христианским . Такая тенденция прослеживается не только в славянском мире , подмена понятий происходила повсеместно . Культ поклонения богиням плодородия заменялся культом поклонения Богоматери и Именно поэтому в Европе , особенно в её южной части, культ Марии настолько популярен. Такая  популярность сохраняется до наших дней во всех регионах , где земледелие являлось основным занятием населения в древности.