Ватфор продолжает проникать в печатную прессу. Например, вот здесь в статью журнала "Эксперт" наш автор отсыпал комментариев на тему будущего европейской военной интеграции. Специально для наших читателей — расширенная версия нашего комментария:
Европейская военная интеграция как таковая имеет долгую историю. На данном этапе, как представляется, главная задача организаторов этой интеграции как раз в недопущении противоречий с НАТО, но при этом в постепенном формировании собственного потенциала для решения каких-то ограниченных военных задач в тех или иных регионах мира без оглядки на Североатлантичекий альянс. При этом роль НАТО как общего щита на случай конфликта с сопоставимыми по мощи противниками (оставим их идентификацию за скобками) под сомнение никто не ставит — или боится поставить.
Перспективы углубления интеграции в области безопасности и обороны ЕС зависят, собственно, от желаемой глубины. Какие-то совместные подразделения и миссии, а также проекты в области разработки и производства вооружения и военной техники вполне реальны. Однако полноценная общеевропейская армия, вооруженная по единому образцу и выступающая под единым флагом в форме одного и того же цвета вряд ли возможна в обозримом будущем.
Ну и по поводу внутриевропейских и трансатлантических противоречий по поводу мира после развала ДРСМД, мораториев, инициатив Макрона и так далее — противоречия, безусловно, есть, причём весьма разного уровня.
Пожалуй, два главных элемента, которые влияют на дальнейшее развитие событий в этой области, — это восприятие "российской угрозы" в Европе и приоритеты США по развертыванию ракет средней дальности в Азии. Если хотя бы часть европейских стран начинает полагать, что те или иные российские ракеты являются чрезвычайной проблемой, решить которую могут лишь американские аналоги — это одна история. Если США вообще не волнует ситуация в Европе, и все танцы вокруг погибшего ДРСМД связаны с необходимостью развертывания ракет наземного базирования в Азии — то совсем другая.
Макрон мораторий не поддерживал, но отметил, что эта российская инициатива — приглашение к разговору, которым надо воспользоваться. Абсолютно корректная позиция, оставляющая надежду на здравые решения.