Найти тему
Лабиринты времени.

Параскева Пятница.

После принятия христианства на Руси, функции Мокоши перешли к святой Параскеве-Пятнице, почитавшейся на всей территории Руси, что говорит и о широком распространении культа языческой богини Мокоши в дохристианские времена. По мнению ученых в образе Параскевы-Пятницы произошло объединение двух христианских святых : Параскевы Иконийской, в основном почитаемой на территории Украины и Белорусии, и Параскевы Сербской почитаемой русскими. Из смешения образа Мокоши и христианских святых, родился мифологический образ в православной традиции славян, основанный на персонификации пятницы как дня недели и культе уходящем своими корнями в языческое прошлое. Культ Параскевы-Пятницы проник на Русь с территории Византийской империи . При этом , как отмечают учёные, в центральных областях самой империи он не имел большой популярности , а локализовался на окраинах, преимущественно среди славянских народов, заселивших Балканы , например Сербов . 

  Параскева так же как Мокошь покровительствовала женским работам и в особенности прядению. Часовни посвященные святой ставили рядом с водоемами, так как считалось что Параскева связана с земной влагой и водной стихией , хотя христианская традиция ни коим образом не связывает святую не с водой не с прядением. В подобных верованиях народа легко различимы признаки двоеверия, когда на христианскую святую , возлагались функции языческой богини. В итоге Параскева-Пятница стала персонажем народной мифологии , где тесно переплетены христианские и языческие представления. Запрет на женские работы и, особенно, на рукоделие в пятницу христиански в христианской традиции. В случае нарушения запрета, Параскева могла наслать разные невзгоды и болезни. Такие суеверия были широко распространены в крестьянской среде и не раз осуждались церковью. Например одно из постановлений Стоглавого собора от 1551 года гласит : " Да по погостам и по сёлам ходят лживые пророки , мужики иженки, и девки, и старые бабы, и волосы стростив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святая Пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестьяном в среду ив пятницу ручного дела не делати , и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати." ( Чичеров 1957 ). Примечательно что имя Параскева в этом поучении опущено, такой приём христианские богословы применили  с целью показать языческую принадлежность данного персонажа , противопоставляя его святым православной церкви. Следовательно , ещё в четырнадцатом веке почитание Мокоши- Пятницы было реальностью в народной среде. Мифологический образ Параскевы-Пятницы ,почитавшейся русскими крестьянами сильно отличался от образа христианских святых. Еще в начале двадцатого века , о таком разделении образов писал фольклорист С. В. Максимов :" По народным представлениям, прощи находятся под особым покровительством святой " Пятницы"— не той святой мученицы греческой церкви, пострадавшей за Христа при Диаклетиане в Иконии, в 282 году.... , А иной, особенной, своей, и поныне обретающейся в живых и действующей". Прощами ( от прощения грехов) назывались заветные места, находившиеся, обычно, на берегу водоемов или рядом с источниками, чья вода считалась при этом целебной. Церковь отказывалась считать такие места святыми , но народное паломничество к ним продолжалось до начала двадцатого века , вопреки запретам христианских иерархов. Места поклонения Пятнице связаны с водой совсем не случайно, как мы убедились, культ Мокоши так же тесно связана с водной стихией и через неё с миром предков . Деревянные изображения Пятницы , унаследовавшие ярко выраженную языческую символику, ставились на берегах водоемов. В этой связи хотелось бы сказать несколько слов о самих изображениях Параскевы-Пятницы. Самые древние иконы этой святой имеют скульптурный вид и выполнены из дерева, что совершенно не характерно для православной иконографической традиции. Такие скульптуры Пятницы , похожие скорее на идолы, говорят о языческих корнях этого культа, перешедшего позднее в христианскую традицию.