Найти в Дзене
cool.veronavlad

Периодизация психологического развития.Школьный возраст

Введение. С рождения и до смерти человек проходит множество этапов развития личности. Психика человека меняется, перестраивается и развивается на протяжении всей жизни. Человек проживает как эмоционально стабильные периоды, так и кризисные этапы развития личности, которым свойственен временный нестабильный эмоциональный фон. Иначе говоря, если вы находитесь в подавленном состоянии, осознаете тленность бытия, тревожитесь и задумываетесь о собственном несовершенстве, не беспокойтесь – это временно. Но если ваше эмоциональное состояние находится в равновесии и ничто вас не тревожит, не обольщайтесь – возможно, это ненадолго.

Вся жизнь человека состоит из многочисленных психофизиологических периодов. Завершение каждого периода чревато психологическим кризисом возраста. Это не диагноз, это часть жизни, возрастные психофизиологические особенности человека. Легко преодолеть кризис возраста поможет понимание того, что именно происходит в личности в этот момент.

Психологи поэтапно описывают возрастные психологические особенности каждого периода жизни человека, а всего их насчитывается 8. Наиболее очевидны перемены, связанные с психическим развитие личности в детском и подростковом возрастах. Этот период характеризуется наиболее яркими всплесками эмоциональной нестабильности. Подобные периоды обычно связаны с кризисом возраста. Но к этому мы ещё вернёмся, а пока что не стоит пугаться страшного слова "кризис". Обычно такой сложный и эмоционально нестабильный период заканчивается качественным скачком развития в детском возрасте, ну а взрослый человек преодолевает еще одну ступень на пути к формированию себя как зрелой личности.

Как стабильный период развития личности , так и кризисные его периоды характеризуются качественными изменениями личности, которые психологи называют новообразованием – положительным или сильным качеством характера, выработанным в процессе преодоления кризиса. Стабильные психоэмоциональные этапы характеризуются длительной продолжительностью. Эти периоды затишья обычно тоже заканчиваются качественным положительным скачком развития. Личность меняется, и это развитие и новые приобретённые умения, а так же базовые возможности, правильное отношение к жизни и полезные знания остаются надолго, не вытесняя зачастую уже сформированные ранее.

Кризис – это стихийное происшествие в психоэмоциональном состоянии человека. При неблагоприятных условиях такие периоды могут растягиваться до 2 лет. Это короткие, но бурные стадии формирования личности, которые также привносят новые изменения в характер и поведение личности. Что подразумевается под неблагоприятными условиями, влияющими на длительность кризисного периода у личности? Это прежде всего неправильно выстроенные отношения "человек - социум", а говоря ещё точнее – с радиусом значимых взаимоотношении, т.е. «кругом значимых людей». Отрицание или непонимание окружающими новых потребностей личности. Здесь особо отмечены кризисные периоды в развитии детей с 6 – до 12 лет, и с 12 – 20 лет. По этому именно этот возраст является наиболее уязвимым, решающим, сложным. И именно об этом возрасте мы далее и поговорим, затрагивая конкретную тему этой письменной работы.
Но в начале о заглавной теме.


Возрастная периодизация Эриксона.

 

Возрастная периодизация американского психолога Эрика Хомбургера Эриксона  (1902–1994) включает в себя последовательность из 8 стадий, на каждой из которых в зависимости от успешности разрешения психосоциального кризиса происходит формирование личностного качества либо в его позитивном значении, либо как патологического свойства, вследствие чего потенциал развития личности на данной стадии оказывается нереализованным. Первая стадия предполагает разрешение кризиса путем выбора между доверием и недоверием личности к миру (0—1 год), вторая стадия — формирование автономии против стыда и сомнения (2—3 года), третья стадия — инициативности против чувства вины (4—6-7 лет), четвертая стадия — умения и компетентности против чувства неполноценности (8—13 лет), пятая — формирование личностной идентичности против смешения идентичности (14 —19 лет), шестая — близости и любви против изоляции и отвержения (19—35 лет), седьмая — производительности против стагнации и застоя (35—60 лет) и восьмая — целостности и мудрости личности против дезинтеграции и распада (старше 60 лет).

Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение своей жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий, периодов. Под этим Эриксон понимает следующее: Личность развивается ступенчато. Переход от одной ступени к другой обречён готовностью личности двигаться вперёд в направлении дальнейшего роста, расширения социального кругозора и радиуса социального взаимодействия.

Концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий роста. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии жизни. 


Каждая из фаз жизненного цикла характеризуется специфической эволюционной задачей, которая на определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое разрешение. Под специфической эволюционной задачей Э. Эриксон подразумевал какую-либо проблему в социальном развитии, которую общество ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на новый, более успешный уровень социализации этой личности.


Школьный возраст.

 

Итак, четвертый возрастной период, на котором мы конкретно остановимся, соответствует возрасту ребёнка от 6 до 12 лет и называется он «школьным». Некоторые психологи делят его на две части «младший» и «старший». Мы же разберём его целостно.

Хронологически этот возраст сходен с латентным периодом в теории Фрейда. Когда пришло время для выхода ребёнка за пределы семьи и приобщение его к технологической стороне культуры (учёба, труд, освоение профессионального навыка, полезное хобби).


В этом возрасте ребёнок привыкает к систематическому обучению, проявляет умение учиться, учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом, раскрывает индивидуальные особенности и способности, развивает навыки самоконтроля и самоорганизации.


Основная особенность этого периода - коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку. Ребенок уже знает, что нужно говорить, а что в данной ситуации не следует. Конечно, это происходит далеко не в каждой ситуации и не с каждым ребенком. Тем не менее то, что ребёнок делает, уже становится более осмысленным. Ему уже легче заставить себя сделать то, что ему доставляет психологический дискомфорт, и относится он к этому достаточно спокойно. 

Школьный возраст так же называют вершиной детства. И это не просто так, ведь основные моменты, которые присутствуют в детском возрасте, у младших школьников также имеются. Например, склонность к фантазированию. Хоть она и несколько меньше, чем у детей, которые ходят в детский садик, но при этом значительно больше, чем даже у подростков. Виной тому служат пока еще неразвитые лобные доли мозга, которые заканчивают свое формирование только в 12 лет. Временами еще в более позднем возрасте.

Как бы то ни было ребенок уже взрослый. Да только сам таковым себя не считает. Это стандартная модель мышления для развивающихся людей, потому что он помнит себя, каким он был ранее. Но он не знает, что такое настоящая взрослость, еще не прочувствовал этого.

Круг значимых людей.
Как мы уже говорили выше, основной особенностью школьного  периода – является изменение социальной ситуации для ребенка. В этом возрасте соперничество с родителем своего пола уже преодолено, и приходит время, выйти ребёнку за пределы семьи и приобщиться  к общественности, которую ему обеспечивают соседи и школа (одноклассники) 
 

Связь со сверстниками по классу помогает становлению адекватной самооценки, развитию критичности по отношению к себе и окружающим, усвоению социальных норм, нравственному развитию, развитию навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов, нужных для зрелой личности в будущем.
Ещё одна характеристика школьного возраста указывает на то, что дети, принадлежащие к данной возрастной группе, любят родителей. Но при этом уже стараются этого не показывать, а временами даже стремятся взять верх над ними, или быть независимыми, проявляют так называемое чувство «взрослости». При этом мнение родителей является по-прежнему ценным, несмотря на то, что общение со сверстниками также является важным элементом социализации ребенка. Именно поэтому через какое-то время появляется необходимость встать перед выбором: или сверстники, или же родители. В данной ситуации мудрые родители попытаются дать ребёнку больше свободы и самостоятельности в обмен на его ответственное поведение. Делая так, родители вовсе не выходят из так называемого «круга значимых людей» для отпрыска, но просто остаются не в первых партиях социальной роли. Это не плохо, это правильно для данного периода.

Выбор отношения к жизни.

Или задача развития личности.  Конечно ведущая деятельность - учебная. Общая характеристика школьного возраста обязательно должна включать этот важный элемент. Ведь обучение является одной из принципиальных особенностей человека. Так, только обучаясь, ребенок может полноценно социализироваться. Объектом для передачи обучения в школьном возрасте становится, конечно же школа. Благодаря ей, он может не только впитывать информацию, которая предусмотрена школьной программой, но и общаться со сверстниками и учителем, получая все более новые знания.
Для школьного возраста обычно характерна хорошая обучаемость. Так, дети стремятся выучить то, что говорят им. Также развита конкуренция. Данный возрастной период характерен высокой конкуренцией, способствующей эффективному и быстрому усваиванию знаний, умений.
Кроме учёбы и здоровой конкуренции среди одноклассников существует ещё один не менее полезный момент в обучении и это вторая по значению деятельность школьника – труд. Труд у школьника существует в двух характерных для этого возраста формах: в форме самообслуживания и в форме изготовления поделок.

Если ребёнка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, а затем хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, "умелости", предприимчивости, уверенности в том, что он может освоить новое дело, у ребёнка развиваются способности к техническому творчеству.

И это неспроста, потому что вопрос, на который ребёнок отвечают на этом этапе: 
 - «Способен ли я?»



 


Но бывают случаи, когда родители или учителя видят в трудовой деятельности ребёнка одно баловство и помеху для "серьезных занятий", то появляется опасность выработки у него обратного (негативного) качества - чувства неполноценности и некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.  На этой стадии у ребёнка может развиться комплекс неполноценности, если ожидания взрослых завышены или занижены по отношению к нему.


Новообразование.

Как мы уже касались выше, стабильный период развития личности, так и кризисные периоды охарактеризованы качественными изменениями, которые психологи называют новообразованием. Это положительное или сильное качество личности, выработанное в процессе преодоления кризиса.

Наиболее важные качества, которые он должен приобрести – это аспекты его дальнейшей социализации: целеустремлённость, предприимчивость, кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования.
Говоря о новообразованиях нельзя упускать  того, что они бывают «положительными» и «отрицательными», когда выход из кризиса оказался в минус.


 

Примеры положительных новообразований школьного периода:
•	Развитие самосознания 
•	Формирование самооценки. 
•	Предприимчивость
•	Трудолюбие
Примеры отрицательных новообразований:
•	Переживания, связанные с отношением к собственной личности (комплексы неполноценности)
•	Неуверенность в себе
•	Инертность. Нежелание предпринимать что-либо.
Построив на ранних стадиях взросления чувство доверия, силы воли целеустремлённости, ребёнок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни. И это ничто иное как - трудолюбие, которое и является базовым новообразованием для данной возрастной категории.

Термин  трудолюбие – это ничто иное как "вкус  к  работе". Он отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Самоидентичность ребёнка теперь выражается так: "Я – то, чему я научился". Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия, в чём либо, что нравится ребёнку. Школа помогает ребёнку развить чувство трудолюбия и достижения целей, тем самым подтверждая чувство личностной силы.




Тут все зависит от того, как ребенок себя чувствует в работе. Никому не нравится выполнять неинтересную работу, которая еще при этом подрывает самооценку человеку. Поэтому такая деятельность не будет иметь успеха у ребенка. В связи с чем, следует поощрять его попытки научиться только к  определенному делу. Например, если он хочет научиться программировать (а это достаточно распространенное желание у детей в нынешнее время), то это нужно поощрять.

Вообще, следует одобрять любые попытки ребенка получить какой-то навык. Ведь не существует бесполезных умений. А если их применять комплексно, то можно достичь еще лучших результатов. Вот такая трудолюбивая характеристика младшего школьного возраста. Кратко выражаясь, трудолюбие - это нахождение себя, своего призвания и дальнейшее ему следование. Поэтому  важно поощрять эти попытки у ребёнка.


 

Заключение.
Общая характеристика младшего школьного возраста - дело немного неблагодарное. Каждый человек показывает себя по-своему на данном возрастном этапе. Одни могут помогать родителям и даже зарабатывать какие-то деньги, а другие продолжают играть «в песочнице», а если точнее - в компьютерные игры. 



Добавляет сложности к составлению детальной психологической характеристики данного возрастного этапа и тот факт, что ребенок может принадлежать к разным национальностям, культурам, что усложняет процесс систематизации. Поэтому общая характеристика  школьного возраста должна касаться только определенной культуры. В странах постсоветского пространства она очень похожа между собой, так что это большой плюс.
Этот возрастной этап можно назвать периодом активного развития ребенка. Как раз на начало младшего школьного возраста попадает физиологический кризис. Ребенок может чувствовать себя уставшим, раздражительным и необщительным. Да, детство - это сложный период, ничего тут не поделаешь. 


При этом важно отметить, что этот физиологический кризис, несмотря на такое сложное слово, является благоприятным моментом, который способствует социализации и обучению ребенка. 

Школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое, высшее единство субъекта - единство личности, появление «Я - концепции». Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях.
Введение. С рождения и до смерти человек проходит множество этапов развития личности. Психика человека меняется, перестраивается и развивается на протяжении всей жизни. Человек проживает как эмоционально стабильные периоды, так и кризисные этапы развития личности, которым свойственен временный нестабильный эмоциональный фон. Иначе говоря, если вы находитесь в подавленном состоянии, осознаете тленность бытия, тревожитесь и задумываетесь о собственном несовершенстве, не беспокойтесь – это временно. Но если ваше эмоциональное состояние находится в равновесии и ничто вас не тревожит, не обольщайтесь – возможно, это ненадолго. Вся жизнь человека состоит из многочисленных психофизиологических периодов. Завершение каждого периода чревато психологическим кризисом возраста. Это не диагноз, это часть жизни, возрастные психофизиологические особенности человека. Легко преодолеть кризис возраста поможет понимание того, что именно происходит в личности в этот момент. Психологи поэтапно описывают возрастные психологические особенности каждого периода жизни человека, а всего их насчитывается 8. Наиболее очевидны перемены, связанные с психическим развитие личности в детском и подростковом возрастах. Этот период характеризуется наиболее яркими всплесками эмоциональной нестабильности. Подобные периоды обычно связаны с кризисом возраста. Но к этому мы ещё вернёмся, а пока что не стоит пугаться страшного слова "кризис". Обычно такой сложный и эмоционально нестабильный период заканчивается качественным скачком развития в детском возрасте, ну а взрослый человек преодолевает еще одну ступень на пути к формированию себя как зрелой личности. Как стабильный период развития личности , так и кризисные его периоды характеризуются качественными изменениями личности, которые психологи называют новообразованием – положительным или сильным качеством характера, выработанным в процессе преодоления кризиса. Стабильные психоэмоциональные этапы характеризуются длительной продолжительностью. Эти периоды затишья обычно тоже заканчиваются качественным положительным скачком развития. Личность меняется, и это развитие и новые приобретённые умения, а так же базовые возможности, правильное отношение к жизни и полезные знания остаются надолго, не вытесняя зачастую уже сформированные ранее. Кризис – это стихийное происшествие в психоэмоциональном состоянии человека. При неблагоприятных условиях такие периоды могут растягиваться до 2 лет. Это короткие, но бурные стадии формирования личности, которые также привносят новые изменения в характер и поведение личности. Что подразумевается под неблагоприятными условиями, влияющими на длительность кризисного периода у личности? Это прежде всего неправильно выстроенные отношения "человек - социум", а говоря ещё точнее – с радиусом значимых взаимоотношении, т.е. «кругом значимых людей». Отрицание или непонимание окружающими новых потребностей личности. Здесь особо отмечены кризисные периоды в развитии детей с 6 – до 12 лет, и с 12 – 20 лет. По этому именно этот возраст является наиболее уязвимым, решающим, сложным. И именно об этом возрасте мы далее и поговорим, затрагивая конкретную тему этой письменной работы. Но в начале о заглавной теме. Возрастная периодизация Эриксона. Возрастная периодизация американского психолога Эрика Хомбургера Эриксона (1902–1994) включает в себя последовательность из 8 стадий, на каждой из которых в зависимости от успешности разрешения психосоциального кризиса происходит формирование личностного качества либо в его позитивном значении, либо как патологического свойства, вследствие чего потенциал развития личности на данной стадии оказывается нереализованным. Первая стадия предполагает разрешение кризиса путем выбора между доверием и недоверием личности к миру (0—1 год), вторая стадия — формирование автономии против стыда и сомнения (2—3 года), третья стадия — инициативности против чувства вины (4—6-7 лет), четвертая стадия — умения и компетентности против чувства неполноценности (8—13 лет), пятая — формирование личностной идентичности против смешения идентичности (14 —19 лет), шестая — близости и любви против изоляции и отвержения (19—35 лет), седьмая — производительности против стагнации и застоя (35—60 лет) и восьмая — целостности и мудрости личности против дезинтеграции и распада (старше 60 лет). Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение своей жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий, периодов. Под этим Эриксон понимает следующее: Личность развивается ступенчато. Переход от одной ступени к другой обречён готовностью личности двигаться вперёд в направлении дальнейшего роста, расширения социального кругозора и радиуса социального взаимодействия. Концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий роста. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии жизни. Каждая из фаз жизненного цикла характеризуется специфической эволюционной задачей, которая на определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое разрешение. Под специфической эволюционной задачей Э. Эриксон подразумевал какую-либо проблему в социальном развитии, которую общество ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на новый, более успешный уровень социализации этой личности. Школьный возраст. Итак, четвертый возрастной период, на котором мы конкретно остановимся, соответствует возрасту ребёнка от 6 до 12 лет и называется он «школьным». Некоторые психологи делят его на две части «младший» и «старший». Мы же разберём его целостно. Хронологически этот возраст сходен с латентным периодом в теории Фрейда. Когда пришло время для выхода ребёнка за пределы семьи и приобщение его к технологической стороне культуры (учёба, труд, освоение профессионального навыка, полезное хобби). В этом возрасте ребёнок привыкает к систематическому обучению, проявляет умение учиться, учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом, раскрывает индивидуальные особенности и способности, развивает навыки самоконтроля и самоорганизации. Основная особенность этого периода - коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку. Ребенок уже знает, что нужно говорить, а что в данной ситуации не следует. Конечно, это происходит далеко не в каждой ситуации и не с каждым ребенком. Тем не менее то, что ребёнок делает, уже становится более осмысленным. Ему уже легче заставить себя сделать то, что ему доставляет психологический дискомфорт, и относится он к этому достаточно спокойно. Школьный возраст так же называют вершиной детства. И это не просто так, ведь основные моменты, которые присутствуют в детском возрасте, у младших школьников также имеются. Например, склонность к фантазированию. Хоть она и несколько меньше, чем у детей, которые ходят в детский садик, но при этом значительно больше, чем даже у подростков. Виной тому служат пока еще неразвитые лобные доли мозга, которые заканчивают свое формирование только в 12 лет. Временами еще в более позднем возрасте. Как бы то ни было ребенок уже взрослый. Да только сам таковым себя не считает. Это стандартная модель мышления для развивающихся людей, потому что он помнит себя, каким он был ранее. Но он не знает, что такое настоящая взрослость, еще не прочувствовал этого. Круг значимых людей. Как мы уже говорили выше, основной особенностью школьного периода – является изменение социальной ситуации для ребенка. В этом возрасте соперничество с родителем своего пола уже преодолено, и приходит время, выйти ребёнку за пределы семьи и приобщиться к общественности, которую ему обеспечивают соседи и школа (одноклассники) Связь со сверстниками по классу помогает становлению адекватной самооценки, развитию критичности по отношению к себе и окружающим, усвоению социальных норм, нравственному развитию, развитию навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов, нужных для зрелой личности в будущем. Ещё одна характеристика школьного возраста указывает на то, что дети, принадлежащие к данной возрастной группе, любят родителей. Но при этом уже стараются этого не показывать, а временами даже стремятся взять верх над ними, или быть независимыми, проявляют так называемое чувство «взрослости». При этом мнение родителей является по-прежнему ценным, несмотря на то, что общение со сверстниками также является важным элементом социализации ребенка. Именно поэтому через какое-то время появляется необходимость встать перед выбором: или сверстники, или же родители. В данной ситуации мудрые родители попытаются дать ребёнку больше свободы и самостоятельности в обмен на его ответственное поведение. Делая так, родители вовсе не выходят из так называемого «круга значимых людей» для отпрыска, но просто остаются не в первых партиях социальной роли. Это не плохо, это правильно для данного периода. Выбор отношения к жизни. Или задача развития личности. Конечно ведущая деятельность - учебная. Общая характеристика школьного возраста обязательно должна включать этот важный элемент. Ведь обучение является одной из принципиальных особенностей человека. Так, только обучаясь, ребенок может полноценно социализироваться. Объектом для передачи обучения в школьном возрасте становится, конечно же школа. Благодаря ей, он может не только впитывать информацию, которая предусмотрена школьной программой, но и общаться со сверстниками и учителем, получая все более новые знания. Для школьного возраста обычно характерна хорошая обучаемость. Так, дети стремятся выучить то, что говорят им. Также развита конкуренция. Данный возрастной период характерен высокой конкуренцией, способствующей эффективному и быстрому усваиванию знаний, умений. Кроме учёбы и здоровой конкуренции среди одноклассников существует ещё один не менее полезный момент в обучении и это вторая по значению деятельность школьника – труд. Труд у школьника существует в двух характерных для этого возраста формах: в форме самообслуживания и в форме изготовления поделок. Если ребёнка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, а затем хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, "умелости", предприимчивости, уверенности в том, что он может освоить новое дело, у ребёнка развиваются способности к техническому творчеству. И это неспроста, потому что вопрос, на который ребёнок отвечают на этом этапе: - «Способен ли я?» Но бывают случаи, когда родители или учителя видят в трудовой деятельности ребёнка одно баловство и помеху для "серьезных занятий", то появляется опасность выработки у него обратного (негативного) качества - чувства неполноценности и некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников. На этой стадии у ребёнка может развиться комплекс неполноценности, если ожидания взрослых завышены или занижены по отношению к нему. Новообразование. Как мы уже касались выше, стабильный период развития личности, так и кризисные периоды охарактеризованы качественными изменениями, которые психологи называют новообразованием. Это положительное или сильное качество личности, выработанное в процессе преодоления кризиса. Наиболее важные качества, которые он должен приобрести – это аспекты его дальнейшей социализации: целеустремлённость, предприимчивость, кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования. Говоря о новообразованиях нельзя упускать того, что они бывают «положительными» и «отрицательными», когда выход из кризиса оказался в минус. Примеры положительных новообразований школьного периода: • Развитие самосознания • Формирование самооценки. • Предприимчивость • Трудолюбие Примеры отрицательных новообразований: • Переживания, связанные с отношением к собственной личности (комплексы неполноценности) • Неуверенность в себе • Инертность. Нежелание предпринимать что-либо. Построив на ранних стадиях взросления чувство доверия, силы воли целеустремлённости, ребёнок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни. И это ничто иное как - трудолюбие, которое и является базовым новообразованием для данной возрастной категории. Термин трудолюбие – это ничто иное как "вкус к работе". Он отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Самоидентичность ребёнка теперь выражается так: "Я – то, чему я научился". Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия, в чём либо, что нравится ребёнку. Школа помогает ребёнку развить чувство трудолюбия и достижения целей, тем самым подтверждая чувство личностной силы. Тут все зависит от того, как ребенок себя чувствует в работе. Никому не нравится выполнять неинтересную работу, которая еще при этом подрывает самооценку человеку. Поэтому такая деятельность не будет иметь успеха у ребенка. В связи с чем, следует поощрять его попытки научиться только к определенному делу. Например, если он хочет научиться программировать (а это достаточно распространенное желание у детей в нынешнее время), то это нужно поощрять. Вообще, следует одобрять любые попытки ребенка получить какой-то навык. Ведь не существует бесполезных умений. А если их применять комплексно, то можно достичь еще лучших результатов. Вот такая трудолюбивая характеристика младшего школьного возраста. Кратко выражаясь, трудолюбие - это нахождение себя, своего призвания и дальнейшее ему следование. Поэтому важно поощрять эти попытки у ребёнка. Заключение. Общая характеристика младшего школьного возраста - дело немного неблагодарное. Каждый человек показывает себя по-своему на данном возрастном этапе. Одни могут помогать родителям и даже зарабатывать какие-то деньги, а другие продолжают играть «в песочнице», а если точнее - в компьютерные игры. Добавляет сложности к составлению детальной психологической характеристики данного возрастного этапа и тот факт, что ребенок может принадлежать к разным национальностям, культурам, что усложняет процесс систематизации. Поэтому общая характеристика школьного возраста должна касаться только определенной культуры. В странах постсоветского пространства она очень похожа между собой, так что это большой плюс. Этот возрастной этап можно назвать периодом активного развития ребенка. Как раз на начало младшего школьного возраста попадает физиологический кризис. Ребенок может чувствовать себя уставшим, раздражительным и необщительным. Да, детство - это сложный период, ничего тут не поделаешь. При этом важно отметить, что этот физиологический кризис, несмотря на такое сложное слово, является благоприятным моментом, который способствует социализации и обучению ребенка. Школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое, высшее единство субъекта - единство личности, появление «Я - концепции». Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях.