В ШПР много рассказывают про нарушение привязанности у детей из детских домов. На мой взгляд, нужно еще рассказать, что у них может быть одна оооогромная привязанность, раскиданная по чуть-чуть на всех тех, кто их окружает.
Вспоминаем правило, по которому с ребенком должен быть (сколько? - правильно...) ОДИН воспитатель. Но в реальности он не один, есть как минимум ещё нянечка на выходные.
А еще есть педагог-психолог, социальный педагог, зам.директора, директор... А еще уборщицы, повара, охранники, уборщицы и даже садовники! И это не считая учителей в школе, дополнительных педагогов по музыке, спорту и т.п., волонтеров, попечителей детского дома и др.
И каждый из них, в силу трудовых обязанностей, или просто по доброте душевной что-то этому ребёночку говорит, советует, запрещает, предлагает, рекомендует, просит...
В результате подростку много разновозрастных тёток с совершенно различным образованием, житейским опытом и жизненной позицией, а ещё и иногда дядек (да, такое счастье бывает, что что тренер, волонтер, ну или на худой конец охранник будет мужского пола) рассказывают, как, собственно, ему жить.
И вот берешь ты такого подростка в гости, а он привык не к одному "значимому взрослому", а к десятку их, и тебя он воспринимает лишь как одного из тех, кому нужно что-то про себя рассказать или послушать тебя в меру своих возможностей. И границ никаких личных нет, что можно рассказывать, а что нет. Более того, он по-прежнему с удовольствием рассказывает какую-то часть проблем/мыслей социальному педагогу или психологу просто потому, что ровно в этот момент тот оказался на связи в соцсети, а ты готовил ужин. А потом спустя неделю удивленно будет смотреть на тебя со словами: "Так я ж МарИванне это всё рассказала..." Мол, мне же объяснили всё, зачем тебе то же самое пересказывать...
Я как-то считала, сколько персонала приходится на 50-60 детей, живущих в детском доме. Получилось, что если бы каждый сотрудник, не говоря уж о спонсорах, взял себе хотя бы по одному ребенку, детских домов бы не было.
А уж если бы сотрудники опеки заранее отслеживали кризисные семьи, договаривались бы с фондами о помощи и помещали детей ненадолго во временные приемные семьи, пока не решатся проблемы в кровной, то из детских домов можно было бы сделать прекраснейшие дома отдыха или центры развития с дополнительными секциями для тех же многодетных или приемных семей.