Отправимся в увлекательное путешествие по бурной карьере гитариста Deep Purple и Rainbow, который менял музыкантов в группе чаще, чем Леди Гага меняет свои причёски. Разговор пойдёт не о самых крутых треках этих групп, но о песнях, в которых проявилась многогранность таланта Блэкмора - гитариста.
1. Deep Purple – Speed King
Хотя это их пятый LP, In Rock был альбомом, который утвердил Deep Purple как одну из хард-рок-групп, определяющих этот жанр. Ранние альбомы, которые позже стали называться версией группы «Mark I», с вокалом Рода Эванса представляли собой смесь психоделии конца 60-х и поп-музыки, при этом лишь с небольшими намеками на то, чем позже станет группа. Все это изменилось с приходом Иэна Гиллана и Роджера Гловера, когда был сформирован Deep Purple Mark II. Открывающий трек альбома начинается с сокрушающего водопада шредовой гитары, а затем Блэкмор начинает играть этот сырой и грязный рифф, на фоне которого Гиллан пропевает слова из известной рок-н-ролльной лирики (Гуд Голли, мисс Молли). Инструментальная часть меняет курс от жёсткого рока к почти что блюзовой перекличке вопрос - ответ между гитарными фразами Блэкмора и органом Джона Лорда. В песне есть сильные отголоски рока, который Блэкмор играл на концертах в конце шестидесятых, но это уже зрелый рок-н-ролл, которому исполнилось 11 лет.
2. Deep Purple – No No No
По сравнению с полновесным хард-роком «In Rock», «Fireball» 1971 года был альбомом более экспериментальным и менее непосредственным, чем его предшественник, альбомом, о котором иногда забывают. Это альбом, который сам Блэкмор иногда не упоминал в интервью, и только после того, как он навсегда покинул группу в 1990-х годах, Purple начали исполнять большую часть записей в живых сетах. NoNoNo является одним из основных треков альбома, демонстрируя несколько аспектов игры Блэкмора. Для начала - немного прикольный (другое слово трудно подобрать) рифф, затем, во время вокальной партии, расцветает блюз, далее не одно, а целых два бэк-ту-бэк гитарных соло, первое из которых - один из самых ранних примеров его яркого отличительного стиля слайдовой игры, развитого им в значительной степени к концу десятилетия.
3. Deep Purple – Highway Star (live)
"Machine Head" 1972 года и последующий, выросший из него концертный альбом "Made in Japan", по праву считаются одними из решительных заявлений Deep Purple. Все знают «Smoke on the Water» с его знаменитым риффом, но другим великим гимном альбома «Machine Head» была «Highway Star», на протяжении многих лет открывающая их концертный сет. Стихи Гиллана о мальчиках-гонщиках, мягко говоря, не слишком умные, но это не главное; главное - это песня, которая вызывает ощущение вождения спортивного Феррари явно выше допустимого ограничения скорости. Игра Блэкмора - особенно в живой версии - впечатляет; эти резкие аккорды во вступлении и это удивительное соло с характерными неоклассическими нисходящими пробежками, объединяющими дух Баха и Джими Хендрикса.
4. Deep Purple - Burn
Решение Гиллана покинуть Deep Purple в 1973 году побудило Блэкмора сменить направление, уволить Роджера Гловера и завербовать Гленна Хьюза и тогда еще неизвестного Дэвида Ковердейла, чтобы стать Deep Purple Mark III. Треки первого альбома нового воплощения приобрели душевный, блюзовый аромат, совершенно отличающийся от того, что был раньше, но заглавный трек - это совершенно потрясающий рок, показывающий один из лучших риффов Блэкмора, разворот в стиле нео-барокко в инструментальных интерлюдиях и, кроме того, что можно сделать с двумя сильно контрастирующими ведущими вокалистами.
5. Deep Purple – You Can’t Do It Right (With the One You Love)
Ко времени выхода следующего альбома Stormbringer "новобранцы" взяли на себя большую часть написания нового материала, и Блэкмор не был доволен направлением, которое они выбрали, особенно элементами соула и фанка, внесенными Хьюзом. Но если Блэкмору не нравился фанк, это не означало, что он не мог его сыграть, и ритм, исполняемый в этой песне, совершенно не похож на то, что было записано до или после. Существует не так много песен с гитарой Блэкмора, которые бы выиграли от ремикса, и это одна из них. Но в конечном итоге его неудовлетворенность подобным материалом выразилась в том, что он покинул Deep Purple и начал следующую главу своей карьеры: Rainbow.
6. Rainbow – Stargazer
Сочетание игры на гитаре Блэкмора с более классическим вкусом и оперным голосом Ронни Джеймса Дио и лирикой в стиле «Подземелья и драконы» идеально подошло для трех альбомов Rainbow, которые они записали. Они начали работать вместе, когда Блэкмор был еще в Deep Purple, но предполагаемый побочный проект обрел в итоге собственную жизнь. Высшей точкой их сотрудничества стал Stargazer, центральный элемент второго альбома Rainbow под названием Rising. Лирика Дио рассказывает историю о волшебнике, поглощенном гордыней, а музыка - это чудовищный, почти симфонический эпос, которому удалось превзойти Kashmir группы Led Zeppelin. Сногсшибательное соло с восточным вкусом - это работа гениального человека на пике своих способностей.
7. Rainbow – Mistreated (live)
Концертные выступления Блэкмора во второй половине 70-х годов с Purple и Rainbow часто включали в себя расширенные инструментальные импровизации - то, что было пятиминутными песнями в студии, растягивалось на живых выступлениях до 20 и более минут. В те времена такие способы потворства своим желаниям были вполне уместны, в настоящее же время такое пройдёт с трудом, но когда Блэкмор был в форме, это было великолепно. "Радужная" версия песни Mark III Deep Purple
- отличный пример такого построения композиции. Всё начинается с гитарного интро, где Блэкмор развлекается с эффектом Echoplex, делая пробежки по грифу от совсем тихих, когда гитара как бы шепчет, до мощного звукового потока. Затем, когда дело доходит до расширенного соло в середине песни, Ричи чередует блюзовые фразы с классическими ходами - всё очень убедительно и стильно! Ну и хочется отметить вокал Ронни - это ведь песня Ковердейла, по сути в оригинале - медленный тяжёлый блюз. Дио никогда не числился великим блюзменом, но Mistreated спел классно, в своей манере, как бы сделал песню своей.
8. Rainbow – Eyes of the World
Блэкмор приглашал и увольнял музыкантов на протяжении всей истории Rainbow. Нет двух студийных альбомов с одинаковым составом, и только несколько музыкантов продержались более одного альбома. Ко времени записи Down to Earth в 1979 году Дио ушел, его заменил Грэм Боннет, а Роджер Гловер, которого Блэкмор уволил из Deep Purple несколько лет назад, присоединился как басист и соавтор. Группа выбрала более коммерческое направление, с которым они попали в сингл-чарт, но лучшей песней альбома стала Eyes of the World, сочетающая этот самый коммерческий подход с чем-то вроде эпического чувства эпохи Дио.
Клавишник Дон Эйри открывает песню несколько угрожающим вступлением, немного напоминающим композицию Mars Густава Холста, и это мощное инструментальное интро переходит дальше в потрясающую яркую песню с запредельно высоким вокалом Грэма.
9. Rainbow – Weiss Heim
Этот великолепный инструментал, который появился как неальбомный B-side песни All Night Long, - вещь прекрасная, и слияние рок-гитары с классическими мотивами сформировало некий шаблон для ряда подобных треков на последующих альбомах Rainbow.
Как импровизация на тему, это всё-таки больше инструментальная композиция, чем просто расширенная тренировка на гитаре. Блэкмор удачно избегает нарушения целостности темы засчёт отсутствия переигровок, признавая этим, что чем меньше, тем лучше, на что видимо следует обращать внимание подражателям - имитаторам, таким как Ингви Мальмстин.
10. Deep Purple – A Gypsy’s Kiss
Ричи Блэкмор продолжал делать музыку и дальше, после роспуска Rainbow. Он был частью реформированного Deep Purple, образовал еще одно недолгое воплощение Rainbow и в течение последних двух десятилетий возглавляет свою средневековую фолк-рок-труппу Blackmore's Night. Он и сейчас регулярно приходит с неожиданными яркими музыкальными вспышками. Но в заключение вернемся к последнему по-настоящему великолепному альбому, в котором он участвовал, к воссоединению Deep Purple 1984 года - Perfect Strangers. Воссоединенный состав Mark II выстрелил в десятку в этой песне, с сочным узнаваемым риффом Блэкмора, идеально ровной ритм-секцией, разнообразным вокалом Гиллана и совершенно невообразимой инструментальной вставочкой в середине песни. И Блэкмор, и Deep Purple продолжали делать музыку и после того, как разошлись, но никто из них никогда не был уже настолько хорош ...
Подписаться!
Читать также:
- The End Of the Road - финальный тур Кисс.