Найти тему

Очерки Обдорского края ссыльного Бартенева

Многие из них не просто отбывали здесь свои срока, но внимательно исследовали жизненный уклад местного населения, их обычаи и нравы. Между прочим, этими невольными альтруистами были собраны многочисленных этнографические коллекции, с которых начали создавать многие краеведческие музеи края. Опубликовано много материалов. Большое внимание уделяли торгово-промышленной деятельности между инородцами и русскими на Севере Западной Сибири.

Хотя многие ссыльные в своей прошлой жизни осваивали совсем другие профессии, но и здесь они нашли применение своим знаниям. Во многом благодаря этому, исследования были выполнены на вполне профессиональном уровне. Их не предвзятые наблюдения за местной жизнью читают до сих пор, ведь это не только интересно, но и познавательно. Даже вносили дельные предложения, для улучшения материального положения наиболее бесправной части населения, некоторые из которых нашли применение ещё при их жизни. Недаром трудами ссыльных пользовались профессиональные учёные, изучавшими Сибирь весь XX век. Поэтому неудивительно, что даже в этом веке, нет-нет, да и мелькнёт в каком-нибудь научном труде ссылка на их книги и статьи.

По большому счёту, тогда они открывали Сибирь для жителей России, которые имели о ней лишь смутные и весьма противоречивые сведения. Одним из таких был Виктор Бартенев.

Виктор Виктор Бартенев. Источник: Яндекс.Картники
Виктор Виктор Бартенев. Источник: Яндекс.Картники

Его печатные труды до сих пор читают исследователи, и особенно историки. Недаром, ещё в 1928 году в одной из книг, посвящённых ссылке и каторге царского режима, очень высоко была оценен его труд называвшийся «На крайнем Северо-Западе Сибири. Очерки Обдорского края»:

«Бартенёв… даёт широкую картину жизни Обдорского края, и в частности его русского населения. В ней экономика перекрещивается с этнографией, естественноисторические особенности края с его культурой, общественная организация с просвещением населения».

Сам же Виктор Викторович писал в своей работе:

«За последнее время Обдорск довольно часто упоминается в нашей периодической печати, то по поводу поездки туда профессора Якобия с целью выяснения причин вымирания инородцев, то по случаю попыток продолжить путь по Оби и Обской губе в Ледовитый океан. Большинство читателей, вероятно, имеет самые смутные понятия об этом забытом уголке России.
Обдорск, самое имя которого довольно зловеще звучит в ушах русского интеллигентного человека, часто рисуется какой-то голой скалой на берегу Ледовитого океана.
Малоизвестность этого своеобразного края, возбуждающего теперь некоторую долю общественного внимания, заставляет меня думать, что предлагаемые очерки, составленные после четырёхлетнего пребывания в Обдорске, будут прочтены не без некоторого внимания».

Виктор Бартенёев родился в Архангельске в 1864 г. И хотя его родители были дворянами, это не помешало им стать профессиональными революционерами, основавшими русскую секцию первого интернационала международного товарищества рабочих. Он поступил на юридический факультет Петербургского университета, известного своим вольнодумством в студенческой среде, но проучившись четыре года, бросил его. Все эти годы он делил своё время между учёбой и занятиями в кружках, которые проводил среди рабочих и в военно-учебных заведениях. За этой антиправительственной деятельностью долгое время внимательно следила полиция. Пока в марте 1890 г. его не арестовали и ненадолго выслали из столицы, чтоб немного умерил свой пыл. Но беспокойный молодой человек не успокоился. В этом же году примкнул к одной из первых социал-демократических организаций России, вместе со своей матерью установил контакты с венгерскими социал-демократами. Его деятельность не осталась незамеченной охранным отделением. В итоге 23 мая 1891 года Бартенев был административно выслан на четыре года в Тобольскую губернию. Отец просил перевести сына хотя бы на юг губернии, у него было слабое здоровье, но все его усилия оказались безрезультатными.

В Обдорске Виктор «вёл себя безукоризненно», так записано в полицейском отчёте. Наверное, оттого что в это время других ссыльных в селе почти не было. Прежних сосланных перевели в другие места или освободили, а новое поколение будущих репрессированных ещё не заполнило Сибирь, они только начинали свою деятельность. Потому времени для научной деятельности у него было много, и он отдался этому занятию всецело.

Бартенев близко сошёлся с жителями села, можно сказать изнутри изучил их жизнь. Но ему этого было мало, он пытливо изучал жизнь ненцев, ханты, зырян. Естественно, не мог обойти и последствия ссылки.

В своём очерке он особо отмечал:

«Выгодной стороной Обдорского края служит то, что туда почти не ссылают уголовных преступников. Вследствие этого тип варнака и шпанки, составляющий бич для всей Сибири, Обдорску почти неизвестен. Поэтому тяжкие преступления: убийства, грабежи и того подобное здесь вовсе не имеют места. Вы может совершенно спокойно уходить за окраину села в какое угодно время, не опасаясь быть ограбленным или убитым, чего отнюдь нельзя сказать о других, более культурных частях Сибири».

Сибиряков он сравнивал с крестьянами и мещанами Европейской России, и безоговорочно отдавал предпочтение жителям Севера. Бартенев писал:

«Уровень умственного и нравственного развития сибирского населения, насколько я мог заметить, выше общерусского. Обдорянин, как и вообще сибиряк, выглядит как-то осмысленнее и благороднее…. В Сибири вообще меньше той обывательской пошлости, от которой тошнит в провинциальной России. Реже можно встретить и факты дикого и суеверного невежества. В Сибири никогда не принимали за слуг антихристовых статистиков и лиц, помогающих голодающему населению».

К слову сказать, и само село ему нравилось, особенно когда сравнивал с прочими «северными столицами», типа Туруханска. Ему доводилось читать их описания, и он сделал однозначный вывод, Обдорск во всех отношениях стоит выше, население многочисленнее, богаче и развитее.

Современники с теплотой вспоминали его:

«Высокий, сгорбленный, чёрный, с большими добрыми влажными глазами, постоянно сосёт папироску, покашливает и, улыбаясь, тихим грудным голосом говорит просто, искренне и метко».

В самом начале января 1895 г. Виктор Бартенев был освобождён из ссылки по приказу царя. Сразу же уехал в Псков, где жила в ссылке его мать. Нетрудно представить удивление домочадцев и гостей, когда он начал распаковывать свой багаж, там была малица. Кроме этого он же собирал местные песни, которые разучил с гостями, приходившими к матери. Позже, композитор Эвальд записал эти мелодии, а Бартенев даже дважды издавал сборник обдорских песен.

Книга В.В. Бартенева. Источник: Яндекс.Картинки
Книга В.В. Бартенева. Источник: Яндекс.Картинки

Именно здесь, в спокойной обстановке он и написал свой цикл очерков о житье бытье в Обдорске, «На крайнем северо-западе Сибири. Очерки Обдорского края». Они были опубликованы журнале «Новое слово». Материалы были встречены одобрительными откликами. В передовице «Тобольских губернских ведомостей» был подчёркнут беспристрастный характер его исследований, так как он «человек частный и не мог руководствоваться никакими побочными соображениями». Газета даже сопоставила его выводы с мнением тобольского губернатора и пришла к заключению, в своих выступлениях губернатор только дополняет бывшего ссыльного Бартенева. Кроме этой книги он написал несколько статей «Понятия обдорских остяков о грехе», и «Погребальные обычаи обдорских остяков».

В 1907 г. он переехал в Архангельск. К этому времени в его политических взглядах произошёл перелом, он стал конституционным демократом. Его близость к кадетам привела к тому, что большевики о нём предпочли забыть. А между тем, в Архангельске активно участвовал в краеведческом движении, войдя в Архангельское общество изучения русского Севера.

В 1916 г. выступил в обществе с докладом о значении собирания и распространения народных песен. После его выступления было разработано и принято «Наставление для собирания народных песен и других произведений народной словесности и музыки».

И всё-таки как жаль, что подобные книги сейчас практически не переиздаются. Ведь всегда интересно почитать именно участника тех событий, а не последующие выдержки из его трудов.

О ссыльных на Ямале я ещё расскажу, поэтому не забудьте подписаться и поставить т.н. «лайк». И обязательно оставьте комментарий, мне это очень важно.

Ваш В. Л.

P.S. Уважаемые читатели, может поможете? Дело в том, что я так и не установил как пишется фамилия Виктора Бартенева, через "е" или "ё", а так же как правильно ставится ударение в его фамилии. Огромное спасибо за помощь!

Предыдущие статьи: "Бежать из ссылки? Легко"

"Ссылка в Сибирь",

"Первые репрессированные на Ямале"

"Гервасий - ссыльный метеоролог"

"Три месяца ссылки и побег Богдана Кнунянца"