Его мощи утаили от таможенников-мусульман (мощи святого были спрятаны среди
свинины, к которой таможенники не могли притронуться)
. Так сбылось предсказание ангела: Марк
вернулся в свой город.
На этом острове почитался и другой святой, ставший
им еще при жизни, - Пьетро Орсеоло, по прозванию
дьякон Иоанн (Джованни Диаконо). Был он
летописцем и с самого раннего детства изучал божественные
явления. Находясь в окружении герцога,
он подписал два важных законодательных акта - о
запрещении работорговли (960) и об эмбарго на оружие,
предназначенное для сарацин. В 976 г. против
дожа Кандиано вспыхнуло восстание Петра IV, который
придерживался про имперской германской
политики. Восставшие подожгли дворец дожа, пожар
охватил часовню Св. Марка и соседние с ней
дома. При попытке к бегству дож был убит вместе
со своим юным сыном.
Тогда народ собрался в соборе
Св. Петра де Кастелло и воззвал к самому благочестивому,
праведному и наиболее уважаемому из
служителей дворца - Пьетро Орсеоло. Тот опасался,
как бы возведение его в сан не скомпрометировало
идеал святости, колебался, но все же оставил
свои сомнения ради водворения мира и справедливости.
Пьетро немедленно принялся за восстановление
часовни Св. Марка и водворил на место святые
мощи. Он выстроил поблизости странноприимный
дом для нищих и странников, которые
возвращались из Святой земли. Однако он не отрекся
от своих идеалов и удалился от мира в монастырь,
чтобы достичь совершенства.
Вместе с двумя зятьями
Пьетро основал клюнийский монастырь Кукса в
Русильоне и провел жизнь отшельником. Один из
его зятьев, Джованн и Моросини, вернулся в Венецию
и получил от дожа Трибунио Менио остров напротив
дворца для основания там монастыря СанДжорджио.
Эта легендарная история питала умы венецианцев
на протяжении Средневековья, и любой посетитель
может прочитать ее - для расширения собственных
познаний в области религии, политики
и истории - на мозаике, украшающей стены собора
Св. Марка. Данный собор, который назывался
Contariniana, начали строить во времена дожа Доменико
Контарини в 1063 г.; в 1094 г. он был посвящен
его последователю Витале Фалье. Его имя оказалось
третьим среди имен строителей собора.
Первым обозначено имя Партечипацио, чей собор
сгорел во время трагических событий 976 г. Вторым
стало творение Пьетро Орсеоло.
По завершении
строительства начали реализовывать программу
декорирования собора, который украсили мозаикой
на площади более 4000 кв. м. «Ни В одном
городе не было столь славной Библии» (Рескин).
Но, кроме Священного Писания, дворцовая часовня
знаменует также политическую славу Венеции
дожей и соборов. Это достигается наличием эмблемы
льва, символа правосудия (суд Соломона),
изображением Давида над кафедрой, где дож представлен
перед приветствую щи м его народом после
избрания или во время присутствия на мессе.
Дож,
направляясь из дворца в собор, проходил через
«священную дверь», затем через арку к хорам, находившимся
справа. Расположенная слева арка выложена
мозаикой с изображением папы Пелагия II
и патриарха Элии. Наверху этой композиции изображен
св.Марк, посетивший Аквилею. В апсиде
Марк находится рядом со св. Николаем Барийским,
а Петр - рядом с Эрмагорой. Культ св. Николая связан
с морем и избавлением моряков от опасностей.
Этот святой считался вторым покровителем Венеции
во времена Первого крестового похода.