Привет! На связи Паша Молянов.
Я часто замечаю, как в редакторских чатиках кто-то спрашивает коллег, как правильно писать:
— К читателям обращаться на «ты» или на «вы»?
— Можно сделать на лендинге акцию с таймером, или это некрасиво?
— А повелительное наклонение в заголовках — это зашквар или нет?
Потом приходит какой-нибудь чувак и говорит, что акции с таймером — это ужасные манипуляции, которые оскорбляют его нежные чувства. И все такие: «Ой точно, не будем так делать».
Я призываю вас к таким мнениям не прислушиваться.
Это всего-лишь один человек. Не надо ориентироваться на мнение одного человека. Даже если это Ильяхов, Лебедев или другой известный специалист. Остальные сотни тысяч представителей целевой аудитории могут думать по-другому.
А как тогда понять, что писать?
Узнайте отношение автора
Подумайте, не кажется ли вам, что вы делаете что-то плохое: обманываете людей, манипулируете ими, наносите ущерб? Не противно ли вам самим обращаться к читателю на «ты» или делать акции с таймерами? Не стыдно ли показать такой текст другим людям или добавить его в портфолио?
Узнайте отношение компании
Те же самые вопросы задайте собственнику бизнеса, директору, пиар-отделу или кто там решает, какой будет официальная позиция компании. Это их ответственность, последнее слово в любом случае будет за ними.
Если автор и компания сходятся во мнении, что так писать не надо — значит, не надо. Если оба решили, что норм — значит, норм. Если один за, а второй против — они могут поспорить, обсудить, уговорить друг друга или расстаться.
Все, больше ничье мнение вас интересовать не должно.
Протестируйте или проведите исследование
Если автор и компания согласны попробовать, осталось узнать мнение целевой аудитории. Для этого можно:
- Провести опрос или анкетирование
- Сделать A/B-тест
- Просто выпустить материал и посмотреть, как на него реагируют
- Проанализировать, как реагируют на тексты других компаний
Если исследование показало, что аудитория хорошо восприняла общение на «ты» или шутки в стиле Петросяна — делайте дальше. И пофиг, что коллеги в чатике такой подход не одобряют.
Если на «вы» было лучше — окей, теперь вы точно знаете, что так с вашей аудиторией общаться не нужно. И снова пофиг на мнение отдельных людей.
А иногда окажется, что этот прием ни на что не влияет. Вашей аудитории безразлично, есть ли в тексте деепричастный оборот, и поставили ли знак вопроса в заголовке. Дочитываемость, CTR и конверсия остались на прежнем уровне. Значит, пишите как вам нравится и не парьтесь о таких мелочах.
Как правильно спрашивать совет у коллег
Не спрашивайте, как коллеги относятся к приему. Лучше просите их поделиться опытом, как это работает. Если ответ основан на исследованиях, тестах и наблюдениях — прислушайтесь. Если это просто личное отношение к приему, не стоит брать его во внимание.
Но даже аргументированные советы не стоит принимать за истину в последней инстанции. Что сработало у другой компании с другой целевой аудиторией, не обязательно сработает у вас.
Берите чужой опыт во внимание, тестируйте и проверяйте. Строить стратегию или голос бренда исходя только из чьего-то субъективного мнения — глупо.
И постоянный спонсор нашей рассылки — бесплатный курс «Научим писать». За 8 уроков рассказываем, как продумать цель и полезное действие текста, собрать информацию, провести маркетинговое исследование и много других полезных штук.
Если вы пишете текст для себя или на заказ — подписывайтесь, это бесплатно. Если работаете с авторами — скиньте им это письмо.