Про 20-е годы ничего не нашёл, а в 30-е в ходе гражданской войны в Испании наши суда участвовали в снабжении республиканцев продовольствием и военной техникой. До поры, до времени установить морскую блокаду франкистам не удавалось, но постепенно они стали перехватывать почти все суда, особенно шедшие через Гибралтарский пролив.
Надо сказать, что здесь как раз перемещались грузы, к Испании никакого отношения не имевшие, в том числе поставки из Германии в Италию, уголь в основном. Обе страны поддерживали мятежников, что не мешало мятежникам арестовывать советские суда и направлять их в Сеуту, где проводился тщательный досмотр, после чего их отпускали.
Непонятно из каких соображений, в декабре 1936 года артиллерийским огнём был потоплен теплоход "Комсомолец" с грузом марганцевой руды из Поти в бельгийский Гент. Возможно в отместку за предыдущий рейс, когда судно доставило в Испанию военные грузы. Предварительно теплоход был досмотрен, команду заставили покинуть судно и потом его утопили.
В январе 1937 года в Бискайском заливе был захвачен пароход "Смидович" с грузом зерна для республиканцев. Команду отправили в концлагерь, где она провела около девяти месяцев в тяжелейших условиях. Решением трибунала капитану судна В. В. Глотову дали 30 лет каторги, комсоставу - 17, членам команды - каждому по14 лет).
Но в СССР имелись арестованные немецкие граждане, в результате переговоров немцы надавили на франкистов и с октября 1937-го по октябрь 1938-го годов группами произошёл возврат на родину команд "Комсомольца" и "Смидовича".
В то время советский военно-морской флот был не в силах обеспечить безопасность наших судов, с чем успешно справлялся уже после войны, но об этом ниже. А тогда только с октября 1936 г. до апреля 1937г. было 84 случая задержания советских судов кораблями мятежников: 74 в Гибралтарском проливе, 5 у северо-западного побережья Испании, и 5 в Средиземном море.
Во второй половине 1937 и в 1938 году было задержано не меньше судов, а 6 из них захвачено в качестве призов. Команды содержались в концлагерях, 95 человек вернулись на родину в обмен на арестованных в СССР немцев и итальянцев в июне 1939 года на том самом теплоходе "Армения", который во время войны унёс с обой в пучину у берегов Крыма минимум 5000, а по другим сведениям от 7 до 10 тысяч эвакуируемых.
Но до этого было ещё несколько лет, а захваты советских судов продолжались и в 1940 году. В марте в японском море английский вспомогательный крейсер HMS Kanimbla (с австралийским экипажем) захватил теплоход "Владимир Маяковский", шедший с грузом меди из США во Владивосток. Британцы посчитали, что груз может быть предназначен для Германии, с которой уже шла "странная война".
Снимки сделаны с борта англичанина, видно даже кока, который никак не мог оказаться в стороне от событий:
На борт теплохода был высажен десант, судно отконвоировали в Гонконг. Дальше история довольно мутная. Якобы англичане сняли свои претензии, но претензии появились у французов, и уже под конвоем французского вспомогательного крейсера "Маяковский" направился в Сайгон. С разницей в несколько месяцев подобным же образом был захвачен пароход "Селенга". И он побывал в Гонконге под арестом, и его также передали французам, а они направили его в Сайгон.
Наши моряки нашли способ передать советскому руководству о происходящем. Но это задерживают быстро, а освобождение обычно растягивается на месяцы, если не на годы. Советские моряки обеих команд были размещены в бараках на какой-то каучуковой плантации. Кормили вполне сносно, правда, чтобы добиться этого, пришлось провести двухсуточную голодовку. Снабдили и тропическим обмундированием.
Через 4 месяца из Парижа пришла весть, что пароходы будут отпущены, но груз выгружен и останется на месте до окончания войны. Ещё через полтора месяца моряков доставили на их суда. За это время они пришли в такое состояние, что около месяца ушло на приведение их в порядок. В конце июня 1940 года "Селенга" пришла во Владивосток, дата возвращения "Маяковского" неизвестна.
Несколько советских судов под разными предлогами были задержаны немцами в последние дни перед нападением на СССР. Уже 22 июня команды были арестованы. Известно, что те члены команды парохода "Магнитогорск", кто выжил в неволе, вернулись на родину 9 июля 1945 года. С морем им пришлось распрощаться, надо ли объяснять, почему?
Следующий громкий случай захвата советского судна - это чрезвычайное происшествие с танкером "Туапсе".
Он был захвачен чанкайшистами в 1954-м году. Членов команды судна разделили на несколько групп и в течение длительного времени морально обрабатывали, убеждая попросить политическое убежище в США. К чести русских моряков, данное предложение было встречено решительным отказом. Начались пытки. Советских граждан морили голодом, жестоко били, по нескольку дней не давали спать. К сожалению, чередование силового воздействия и сладких посулов, возымело свое действие и 20 человек подписали просьбу о предоставлении политического убежища.
Только через год с помощью посредничества Франции 29 человек вернулись на родину. Судьба тех, кто подписал роковую бумагу, сложилась по разному. Кто-то так и затерялся бесселедно, несколько человек смогли вернуться на родину разными путями, часть из них продолжила работать на судах, но не дальше Чёрного моря, часть получила тюремные сроки, правда к 1963 году были амнистированы, один провёл в психушке 17 лет. Из шестерых оставшихся на Тайване, двое так там и умерли из-за подорванного здоровья, один попал в сумасшедший дом, трое смогли вернуться только в 1988 году. Последний, инвалид, съехал на одесский причал в своей коляске в 1993 году.
В октябре 1968 года ганские ВМС захватил в Гвинейском заливе два траулера севастопольской промысловой экспедиции – «Холод» и «Ветер». Членов команд бросили в портовую тюрьму Такаради. Прошло полгода. Дипломатические усилия ни к чему не привели. Экономическое воздействие успеха также не имело. Тогда в феврале 1969 года к берегам Ганы прибыло соединение советских кораблей в составе БРК "Неуловимый" и "Бойкий", подводной лодки 641 проекта "Ярославский комсомолец" и судна снабжения "Олекма".
Власти Ганы поняли, что шутки закончились и 3 марта команды и суда были освобождены, за исключением капитанов. Однако 19 марта свободу получили и они. Советский ВМФ показал, что достиг уровня, когда такие задачи стали ему по плечу.
Во время переворота в Чили в 1973 году в Сантьяго 13 человек команды научно-исследовательскоого поискового судна «Эклиптика» были схвачены, избиты и отвезены в песчаный карьер, где была имитирована прцедура их расстрела. Потом их доставили в одну из организованных на судах плавучих тюрем, где постоянно подвергали избиениям.
Тогда военное руководство Чили через дипломатические каналы третьих стран предупредили, что при отказе освободить наших моряков в ответ будут арестованы все чилийские суда в портах СССР и стран Варшавского договора . А в случае если и это не поможет – советский военный флот в порядке дозволенных международным правом репрессалий начнет захватывать суда под чилийским флагом, где бы они ему ни попались.
Вскоре команда "Эклиптики была освобождена.
В сентябре 1977 года аргентинские ВМС арестовали несколько наших рыбопромысловых судов в спорных водах у Фолклендских островов, под предлогом, что они нарушают суверенитет Аргентины. Неизвестно, что предпринималось Москвой, но через 50 суток суда были отпущены, только улов конфисковали. А в ангольском порту Луанда был создан пункт материально-технического оснащения (ПМТО) советского ВМФ, одной из задач которого отныне стала охрана наших рыболовецких судов в Южной Атлантике.
Последний случай захвата в плен рыбаков, ходивших под флагом СССР, произошел в 1990 году – траулер «Кафф» стал одной из первых жертв только-только нарождающихся сомалийских пиратов. В рамках нового мышления в Москве подсчитали расходы на посылку военных кораблей и решили вопрос выплатой 250 тыс. долларов, расценки были ещё божеские. Через две недели судно и команда были освобождены.
Как знать, если бы пиратов тогда перебили, может и не пришлось бы потом выплачивать уже миллионные выкупы или тратить те же миллионы на организацию целых военных эскадр для борьбы с расплодившимися их последователями.
Ещё по теме:
Пиратство на море продолжает расти
Как мы с индийскими пиратами повстречались
................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь