О чём бишь я? Неуемность моя занесла меня в Великий Град Александров, бывшую Александровскую слободу, не состоявшуюся, волею судеб, столицу Рассейскую.
В странный, немного остановившийся во времени, купеческий город.
... Я не люблю этот город. Очень. В городской больнице, не дожив до реанимации, несколько лет назад умерла мама.
Но сегодня не об этом. Хотя до сих пор нет дня, в который я бы не вспомнила о ней.
***
В город Александров мы с мужем попадаем довольно часто. И просто, по делам, и отвезти отца на станцию, и прогуляться. И, только по прошествии десяти лет (как мы заимели дачу) я немного начала интересоваться его историей.
И вот сегодня - немного о Первушине. Алексее, купце второй гильдии, имевшем в Александровской слободе красивый большой дом, молодую жену и двоих умненьких сыновей.
Ситцами он занимался, господа. Ситцами! Знаменитейшие ситцы купца Баранова, владельца огромных ситценабивных фабрик были известны по всему миру, занимали призовые места на европейских ярмарках.
Ну, а Первушин, был членом правления в совете директоров.
Выходец из низов, конечно. Достигший много именно своим трудом.
Вообще, количество узоров, которые набивались на этих фабриках переваливало за 3-4 тысячи. Каждый узор рисовали вручную, ГУАШЬЮ! И только потом переносили на ткани.
Все образцы были собраны в книгу. Книга толстенная и неподъемная. Она до сих пор лежит у Алексея на рабочем столе.
Мы зашли вдвоём с мужем в пустой двор, очень большой и уютный. Тенистый и спокойный, он как-то сразу отсёк нас от душноватого и пыльного города. Навстречу нам вышла коша.
За кошкой показалась хозяйка. Мне как-то сразу подумалось о той, настоящей хозяйке особнячка, настолько отстраненной от городской суеты и величавой она была.
Музей вообще-то был закрыт. Но это ничего не меняло. За 150 рублей нас не только пустили, но и вызвали личного экскурсовода.
Мальчик - экскурсовод был стеснительным, но старался. И довольно много знал...
...
Не пускали к купцу второй гильдии абы кого. Сидел приказчик на входе и занимался физиономистикой. У кого рожа крива - ходу нету. Разворачивай оглобли! А кто прошёл фейс контроль - добро пожаловать. Мало того - посиди подожди не просто так, с чайком и баранками. Самовар всегда горячий стоял в комнатке доя ожидающих, сахарочек всегда был наколот. О как!
Строг, но справедлив был батюшка Алексей Михалыч. Спасал, долги помогал выплачивать, если кто интересен ему был, или работник хороший. Вексели откупал, благотворил.
Ну, и бог в помощь ему был за дела добрые. Жена молодая, сыновья умные. Всё сложилось.
Вексель там, на фотке. На 200 рублей. Очень большие деньги... Кстати, дом призрения на свои деньги отстроил и содержал. Талантливым учёбу оплачивал. Молодец...
...
Что всё время маячило у меня в голове, во время нашего путешествия...
ВОТ!!! КАК ЖЕ УМЕЛИ ЛЮДИ ЖИТЬ!!! Вернее - как же люди жить ЛЮБИЛИ! КАКОЙ ВКУС К ЖИЗНИ ОНИ ИМЕЛИ!
Это - фисгармония! Чтобы извлечь из неё музыку надо с силой давить на меха ногами (внизу педали) и одновременно нажимать на клавиши. Своего рода орган. У него несколько странный и волшебный звук... Но обратите внимание на кресло!
...
А дама сняла жемчуга...
В спальне было душно, сильно пахло "Любимым букетом императрицы". Духи были пряные и пьяные, но даме казалось, что тот... его... острый и греховный запах заглушает все ароматы. Вечер бала кончился, вокруг всё обыденно и знакомо... Но почему так пахнет браслет? Откуда этот запах хорошего мужского мыла и молодой горячей кожи...
Дама покраснела, сорвала браслет - последнее оставшееся на ней украшение, и бросила его на столик... Вот грех..
Спать!!! И пусть скорее будет утро!
Спальня жены Алексея - Клавдии на сегодняшний день временно перенесена на другой этаж, однако экспозиция воссоздана до мелочей и с любовью. Вплоть до стопки кружевного белья в закрытом шкафу со стеклом! Правда меня смутили духи на туалетном столике. Уж больно они похожи на "Красную Москву" первых серий выпусков. Ну уж больно ...)
Что еще запомнилось?
КАРТИНЫ! Картины в усадьбе, не то что прям вот шедевры мировой живописи... НО! То ли атмосфера располагает, то ли еще что, но от картин было не оторваться. Все, от натюрмортов и букетов до пейзажей - ну очень хороши. Как говорила моя свекровь - "И действует на весь оргонизм". И это так. Есть в них что-то настоящее, в этих старых неизвестных картинах, в этих ушедших на небо, наивных до святости художниках... Хотя...
Константина Пынеева нельзя назвать таким уж неизвестным. Ученик Маковского, передвижник, его картины интересны и характерны. Например :
Понравился обалденно еще пруд с кувшинками и букет. Букет вроде Маковского. Записать точно не успела, в сети не нашла
Ну, вот, пожалуй и всё. Было жаль уезжать. Хотелось остаться. Затеряться там, в прохладе нарядной спальни, отразиться и раствориться в мутноватом старинном зеркале..