Неуверенность - едва ли не главное качество, определяющее успех. Уверенность в своих силах дорогого стоит, если не сказать: всего остального.
Давайте не будем умничать, рассуждая, как устроен мозг. Как реагируют на разные паттерны поведения зеркальные нейроны … Все это звучит красиво, но гроша выеденного не стоит, когда речь заходит о практически важных вещах.
А дети - это “практически важная вещь”. Согласны?
Полюс детства
Присмотритесь к маленьким детям: вот уж кто уверен в собственных силах на все 100%!
“Я сям!”,- слова с наибольшей частотностью употребления в лексиконе малышей начиная лет с 3-х.
Постоянно лезут “куда не просят”, ничего не боятся, готовы “горы свернуть”. Поэтому приходится внимательно смотреть, чтобы не свернули себе шею. Олицетворенное чувство уверенности!
Что тут скажешь? Опыт, недостаток которого дети стараются быстро наверстать.
Уверен или "самоуверен"?
Уверенность без знаний, опыта и понимания мы называем глупой самоуверенностью. Многие взрослые сохраняют это качество и в зрелом возрасте, так и не набравшись ума.
Поэтому становятся самоуверенными индюками.
По умному это называется “Синдром Даннинга - Крюгера”.
Полюс “премудрых пескарей”
Эти настолько умны, что “все знают", поэтому ничего не делают. Больше про них ничего сказать не могу.
...Ах, если бы думание приносило нам счастье! Или, хотя бы, деньги …))
Третий полюс неуверенности
Но существует и третий полюс: особые случаи.
Получив травму, разумно проявлять осторожность, чтобы не навредить себе больше. В таких случаях мы используем особые приспособления, которые, когда мы здоровы и полны сил, нам не нужны.
Ходунки разного рода, костыли, фиксирующие повязки.
Они временно ограничивают наши возможности, свободу. Пока мы не выздоровеем и не восстановим способность действовать самостоятельно.
Эффект последействия
Сняв ограничивающую, фиксирующую повязку, мы некоторое время не можем восстановить прежнюю амплитуду движений. Психика привыкает к ограничениям. Как и с любой привычкой, расстаться с временными ограничениями бывает непросто.
У некоторых это не получается никогда.
“Детки в клетке”
Известный психологам случай.
Медведь несколько лет жил в клетке определенного размера. После реконструкции зоопарка его переселили в более просторный вольер.
Догадались, что произошло дальше?
Мишка продолжал прогулки в формате старой клетки, хотя физически имел гораздо бОльшую свободу действий …
Школа подавляет уверенность детей в себе
Это ее главное преступление.
Если вы не впервые на этом канале, то для вас не являются неожиданностью такие аналогии, простой подход к пониманию очень сложных явлений.
Многие критикуют школу за шаблонное обучение, которое отбивает желание учиться и не развивает способность думать.
Пройдя 11-летний курс обработки большинство детей не просто “не понимают” математику … Это слишком громко: “не понимают”. Они элементарные текстовые задачи решить не в состоянии. Да что там задачи: дроби и проценты для многих - проблема!
Но это мелочи. Психика детей "тренируется", настраивается жить в мире ограничений, в мире шаблонов. А это совсем не мелочи.
Дети вырастают неуверенными в себе потому, что с молодых ногтей их натаскивают ориентироваться на чужеродные схемы поведения.
“Две клеточки справа и три слева” кажется безобидным педагогическим приемом. Как бы не так!
“Парадокс троечников” = “Парадокс успеха”
Человек целый, как удав из мультфильма. Мы не умеем одновременно:
- быть уверенными в себе и
- ориентироваться на чужие шаблоны.
Как не можем мы одновременно
- быть подвижными и зажатыми,
- разговорчивыми и молчаливыми,
- умными и глупыми.
Приходится выбирать что-то одно.
Это проблема куда как серьезнее, чем “непонимание математики”, низкая грамотность и даже “плохие оценки в школе”. Здесь зарыт ответ на известный "Парадокс троечника":
троечники чаще достигают успеха в жизни, чем отличники.
Но и “плохие” оценки не так безобидны, как может показаться. И далеко, далеко не каждый троечник становится успешным …
Но это тема следующей статьи.
Лайк - согласен с постановкой вопроса. Подписка - продолжение обсуждения.
Продолжение статьи: "Причина №2"