Осень 2019 года отметилась тем, что почти одновременно в эфир вышли две “Войны миров” - обе по мотивам романа Герберта Уэллса. И обе достаточно далеко от этих мотивов ушедшие.
Я посмотрел версию ВВС. И вот что я вам скажу. Придумать историю, довольно сильно отличающуюся от предложенной британским романистом, сценаристу удалось. В принципе это совсем неплохо. “Войну миров” переносили на экран уже не один раз (в 2005 году тоже вышло сразу два одноименных фильма). Да и книга достаточно известная. Поэтому присочинить что-нибудь, действительно, не мешает, а то знакомый с сюжетом зритель заскучает. Но тогда нужно это делать на том же уровне, что и старина Герберт. А вот это уже оказывается сложнее.
В отличие от ряда других киноадаптаций эта “Война миров” остается на рубеже XIX-ХХ веков. Астроном-любитель (по основному роду деятельности химик) замечает какие-то странные явления на Марсе. А вскоре на Землю прилетает нечто, изначально принятое за метеорит.
У меня больше претензии даже не к автору сценария Питеру Харнессу, а к режиссеру Крейгу Вевиро. Мастерство всегда проявляется в деталях. Обращайте внимание на то, что происходит на заднем плане, как ведут себя люди в массовке. В даже справедливо считаемых неудачными фильмах Никиты Михалкова эта дотошность чувствуется. Наполненную нелепицами вторую часть “Утомленных солнцем” все равно можно разбирать покадрово - там есть чем восхититься. А какие лица у третьестепенных персонажей фильмов Марка Захарова. В английском мини-сериале ничего такого мы не видим.
Например, полиция оцепляет метеорит. Ну как оцепляет - парочка людей в форме охраняет небесное тело. Вокруг столпились спокойно наблюдающие люди. И лишь три человека на переднем плане зачем-то прорываются к каменному шару, который уже начал трескаться. Очевидно, что режиссер просто хотел, чтобы в кадре было какое-то действие. Согласен, это лучше, чем статика. Но действия должны быть осмысленными. Что это за граждане, лишенные чувства самосохранения? Почему они проявляют такое нездоровое буйство на глазах у полисменов? Они нужны просто для “картинки”.
Второй момент - теперь бушуют уже пришельцы. Те самые шагающие треножники. Тут они, кстати, на деревянных ногах, с которых постоянно сыплются щепки. Так себе технологии у марсиан. Рушатся кирпичи, что-то горит и взрывается. Но стекла, которые должны бы полопаться, все целые. Опять же мелочь. На нее можно и не обратить внимания. Но обратив, уже не веришь.
В повествовании переплетены два временных пласта - изначально спорное решение. Но они неравноценные. Если авторы хотели рассказать две истории в одной, то они лишь замедлили ритм основного действия.
Когда в Лондоне узнают о первых непонятных случаях, подозрение сразу падает на Россию. Естественно, кто же еще может напасть без предупреждения? Впрочем, тут прослеживается и некоторая ирония. Ведь слова британского министра об избранности англичан отдают откровенным фашизмом.
Читайте также: Новые "Отверженные"