Южная часть Приволжской железной дороги, о которой мы рассказывали вам в одном из недавних материалов, настоящий кладезь великих природных чудес. Это и великолепная волжская Дельта, мечта рыбаков и орнитологов, и уникальная ковыльная степь, тесно соседствующая с полупустынями.
И только с горами тут как-то не задалось. За одним маленьким, но очень значительным исключением, о котором мы вам сегодня и расскажем.
Станция Верхний Баскунчак - небольшой и, на первый взгляд, мало чем примечательный рабочий посёлок, затерявшийся в степных просторах Нижней Волги и Ахтубы. Узловая станция, ряд типовых домов. А вот по соседству располагаются объекты, которым с лёгкостью нашлось место в топе главных природных чудес России.
Оба они связаны с огромными массивами соли, запрятанными глубоко под землей, и выходящими здесь наружу. Это великое горько-соленое озеро Баскучак, с уникальной железной дорогой...
... и одинокая гора, Большой Богдо, расположенная возле южной части озерного зеркала. В здешних низинах она кажется настоящим каменным исполином.
- Единственная гора в Северном Прикаспии. Колоссальной высоты. Вдумайтесь в эту цифру! 149 метров от подножия, до вершины, 130 метров над уровнем моря. Подошва горы Большой Богдо находится ниже уровня моря, на дне Прикаспийской низменности.
Секрет образования такого холма, на ровном месте, был раскрыт в середине 19 века русским геологом и профессором Иваном Ауэрбахом. Оказывается, растущая самородная соль вытолкнула на поверхность осадочные породы, нескольких цветов, эпохи раннего мезозоя. Это разноцветные глины, гипсы и известняки, в которых найдены скелетные останки древнейших существ. К примеру, таких вот милах - лабиринтодонтов.
Все это, в совокупности - самое настоящее геологическое и палеонтологическое чудо, по которому сегодня буднично передвигаются группы туристов и паломников.
С красным "марсианским " ландшафтом, на одном из горных склонов, связано немало цветистых восточных легенд. Но этому явлению имеются и вполне научные обоснования. Красноту северной части Богдо придают железистые глины Пермского периода. И это тоже явление редчайшее, даже в мировых масштабах.
А под ногами, под тонким слоем триасовых пород - сплошной соляной массив, размером больше Эльбруса. Он состоит из нескольких огромных подземных куполов и лишь один из них выглядывает наружу. На зато как! Окружающая местность настолько ровна, что гора Богдо видна в ясную погоду с расстояния около 60 км. А ещё забавно, что малыш Богдо с каждым годом становится выше на целый миллиметр. И если так будет продолжаться, то через несколько миллионов лет у него есть все шансы стать настоящим планетарным гигантом.
Формы горы живо напоминают ландшафты Забайкалья или Северного Тибета. Даже её название родом из монгольского языка и в вольном переводе обозначает, что данное место - божественное и близкое к тонким сферам. Видимо не случайно, в конце 16 века, в эти места пришел тибетский буддизм. И фактически сразу Богдо стал объектом поклонения почитателей этой новой для Европы религии. Его склоны превратились в своеобразную буддистскую молельню на открытом воздухе.
Говорят, что в ветреную погоду Богдо поет. Склоны горы источены ветровой эрозией и глубокими норами и впадинами. Местами они напоминают соты, или воздушный шоколад на изломе. Иногда кажется, что гору сотворили вручную, настолько выразительны изваяния, созданные безжалостными степными ветрами.
Мы оказались здесь в тихий день и музыки Богдо так и не услышали, довольствуясь лишь крайне удачными кадрами.
А ещё у горы есть свой собственный абориген, которого не встретишь больше нигде на планете. В её бесконечных складках очень удачно прячется местный эндемик, небольшая ящерка со смешным названием - пискливый геккончик.
Гора и озеро Баскунчак - неразделимы! Собственно, озеро расположено в лощине того самого соляного купола, вершиной которой и является Большой Богдо. Вода-рапа Баскунчака питается горько-солёными ручьями из недр соляного массива.
Неудивительно, что для местных народов гора стала сакральной и святой. Это не зависит от вероисповедания. Для казахов и русских, монголов и калмыков её название – Богдо, имеет возвышенный и мистический смысл.
Здешние места характерны не только поразительно быстрой сменой ландшафтов, но и близким соседством различных жизненных укладов. Калмыцкий Буддизм, русское Православие, Ислам, который исповедуют астраханские татары, казахи и другие степные народы.
Так уж вышло, что едва отъехав со священного буддистского места, мы сразу попали на мусульманский праздник. Это не было какой-то специальной задумкой. Для России, с её многонациональным укладом, подобный калейдоскоп событий явление, в общем - то заурядное.
Ставьте палец вверх, если материал показался вам интересным и подписывайтесь. Будет ещё много любопытного.